Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Новости образования Кто занимается цифровой трансформацией образования в школе?

Кто занимается цифровой трансформацией образования в школе?
Школа - Новости
27.11.2020 13:17

Исследователи Высшей школы экономики провели мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций в 2020 году, который позволил изучить различные аспекты цифровизации образовательных процессов. В частности, были получены данные относительно тех, кто занимается цифровой трансформацией непосредственно в школах.

Согласно данным опроса школьных руководителей, каждый второй школьный администратор обучался управлению цифровой трансформацией за последние 3 года. При этом лишь для 8% из них не были раскрыты важные содержательные вопросы в процессе обучения.

В большинстве школ также существует практика поощрения учителей, занимающихся цифровой трансформацией. Среди этих практик лидируют стимулирующие выплаты, являющиеся частью системы оплаты труда (62%). Кроме того, учителей премируют (16%), а также их поощряют, выдавая грамоты, благодарности (28%).

Что касается назначения на уровне школы лица, ответственного за все процессы информатизации/цифровизации[1], то согласно данным школьных паспортов[2], в 54% школ есть ответственный за цифровую трансформацию сотрудник.

Важной задачей формализованных обследований в ходе экспертных визитов в школы[3] было получение данных, сопоставимых с результатами паспортов и анкетирования участников образовательных процессов для уточнения общих выводов. Экспертами были получены ответы школьных координаторов и/или ответственных за цифровизацию на вопросы о распределении ответственности за организацию работы по задачам цифровой трансформации школы, что позволило повысить надежность этих данных.

Таким образом, было зафиксировано, что в 79% школ есть конкретный сотрудник, ответственный за все процессы цифровизации школы. В 88% тех школ, в которых есть ответственный за все процессы цифровой трансформации школы, функционал данного сотрудника задокументирован. Наличие стимулирующих выплат и премий за деятельность ответственного за все процессы цифровой трансформации школы отметили в 69% школ, в которых есть соответствующий сотрудник.

В ходе интервью с участниками мониторинга в форме экспертных визитов было отмечено, что наличие подобных стимулов зачастую позволяет вовлекать школьных сотрудников в процессы цифровой трансформации школы. А в тех случаях, когда у сотрудника значительно увеличивается нагрузка из-за совмещения преподавания и административной работы с задачами цифровизации школы, возможность стимулирования позволяет в некой степени ее компенсировать.

Приветствуется возможность делегирования ответственности за состояние школьного оборудования такому сотруднику, как технический специалист, что является фактором более эффективной работы по интеграции цифровых технологий в рабочие процессы.

Тем не менее, задачами цифровой трансформации непосредственно в школе наиболее часто занимается учитель информатики. В 17% школ ответственным за цифровизацию является заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Просто «заместитель директора» школы занимается задачами цифровизации в 14% случаев. Директора школ также являются ответственными за цифровизацию школы в ряде случаев. Полный список выявленных сотрудников, которые являются ответственными за цифровую трансформацию школ, представлен на рисунке 1. Такие должности, как: «заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям», «заместитель директора по информатизации» и «заместитель директора по инновационному развитию» встретились реже. Однако нередко в школе бывают несколько ответственных за цифровую трансформацию, которые распределяют обязанности, связанные с задачами цифровой трансформации. Еще чаще задачами по цифровизации школы занимается сотрудник, который совмещает обязанности учителя и задачи заместителя по информатизации/ИКТ. Следовательно, можно отметить, что практика назначения отдельной должности для работы по цифровой трансформации школы встречается реже, чем совмещение задач по цифровизации с другим функционалом сотрудника (например, преподаванием или руководством учебно-воспитательной работой в школе).


Рисунок 1 – Ответственные за информатизацию/цифровую трансформацию в школе, в процентах от общего количества общеобразовательных организаций-участниц мониторинга в форме экспертных выездов, по которым были получены данные

Отдельно стоит выделить роль технической поддержки в школах. В результате опроса старшеклассников 47% отметили, что обращаются как к учителю по информатике, так и к учителю, ведущему урок, в случае возникновения проблем при использовании цифровых средств и школьного оборудования. При этом каждый четвертый ученик отмечал вариант технического сотрудника, ответственного за работу оборудования. Стоит отметить, что в опроснике осеннего этапа исследования была специально заложена возможность множественного выбора ответов, так как экспертные визиты показали, что фактическая ситуация, в которой несколько сотрудников школы занимаются поддержкой участников образовательного процесса, не редкость.

В опросе в рамках мониторинга ЦТОО участвовало 334 общеобразовательных организации из 52 субъектов Российской Федерации, среди которых 38,5% сельских школ и 61,4% городских. Средняя численность обучающихся в школах выборки – 672 человека, максимальное – 6,4 тыс. человек, а минимальное – 24 человека. В ходе экспертных визитов в школы были получены данные от 144 общеобразовательных организаций-участниц мониторинга.


[1] Понятия «информатизация» и «цифровизация» использовались одинаково в контексте обследования в зависимости от локальных предпочтений.
[2] Анкета «Паспорт школы» заполнялась школьным координатором, среди которых 52,5% заместителей директоров, 37,5% учителей разной предметной направленности, 4% сотрудников инженерно-технического профиля (в том числе системные администраторы), 3% директоров школ, 2% методиста, а также по 0,5% тьюторов и социальных педагогов.
[3] Экспертные визиты в школы в рамках мониторинга ЦТОО представляют собой отдельную форму обследования в самих школах с использованием различных методик для получения более широкого набора данных.

 


Читайте:


Реформирование или губительность

Я работаю в школе 20 лет, сейчас мне 41 год. Самые первые годы работы пришлись на начало 90-ых. Можно их ругать, называть лихими...

Игра «Слова»

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. 1. Путём перестановки букв нужно состави...

Метод проектов

Деятельность - единственный путь к знаниям Темой нашего разговора является проектный метод в обучении. Сейчас достаточно лите...

Учителями славится Россия

Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять разумное, доброе...

Основные моменты нетрадиционных уроков

Нетрадиционный урок - это урок необычный по замыслу, организации и методике проведения. Мнения педагогов о нетрадиционных ур...

О толерантности

В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способству...

Учебник и его электронная версия: кто кого?

Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебно...

Составление ребусов и кроссвордов

Составление ребусов – задача сложная и интересная, как для ученика, так и для учителя. Для учащихся – это возможность самовыраж...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Бумага для тетрадей должна отвечать ряду требований

News image

Цвет: матовая белая или цвета слоновой кости. Именно такая бумага наиболее безопасна для глаз человека. Кроме того, с ней хорошо контрастируют синие...