Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Новости ЕГЭ ЕГЭ по обществознанию надо менять , заявил Леонид Поляков

ЕГЭ по обществознанию надо менять , заявил Леонид Поляков
Экзамены - Новости ЕГЭ

егэ по обществознанию надо менять , заявил леонид поляков

В рамках формирования образовательных стандартов нового поколения для средней школы была разработана новая концепция преподавания обществознания. Об особенностях этой концепции и о том, что затрудняет ее продвижение в школах, в интервью РИА Новости рассказал замдекана факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), автор учебников по обществознанию Леонид Поляков.

- Леонид Владимирович, вы участвовали в разработке новой концепции преподавания обществознания в школах. В чем ее отличия от прежних подходов?

- Прежняя концепция дисциплины «обществознание» ориентировала учителя и учеников на заучивание формулировок из вузовских учебников прошлого века по различным социо-гуманитарным наукам: экономики, философии, политологии. Исходили из того, что там все уже известно и устоялось, и дело учителя – донести до учеников азы этих наук.

Мы предложили принципиально иной подход, отраженный в новых учебниках обществознания, вышедших под моей редакцией и получивших гриф Минобрнауки России.

Обществознание - это не знание формул, а исследование глобального общества, в котором мы живем сегодня. В глобальном мире есть множество границ, поверх которых действуют мощные силы, объединяющие человечество в единый организм: экономические, геополитические, культурные, религиозные, а также силы информационных технологий – современные средства общения. Третья коммуникационная революция – появление Интернета - уничтожила разделяющее людей пространство и до минимума «сжала» время. Это придает современному обществу свойства, каких оно не имело еще полвека назад.

По нашей концепции, предмет обществознания – это жизнь в глобальном мире, создающемся на наших глазах и с нашим участием. Закономерности обществознания еще только должны быть выявлены и описаны. Поэтому учитель не может здесь выступать в роли все познавшего «гуру». Урок должен превратиться в совместный поиск если не истины, то, по крайней мере, знания, подтвержденного собственным опытом.

- Как в этой ситуации должна измениться методика преподавания?

- Поскольку мы предлагаем детям изучать не некое абстрактное общество, а современный конкретный мир, в котором каждый человек – «соучастник», отношение к изучению этого мира должно радикально измениться. Из бессловесного «ученика», в которого мудрый «учитель», как в пустой сосуд, вливает проверенные и бесспорные знания, школьник превращается в исследователя и творца. С помощью учителя, с помощью товарищей по классу он способен получить новое знание, которого не было еще час назад и которое будет для него собственным открытием. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в августе 2009 года, лишь 1% россиян признает необходимость изучения обществознания в современной школе, и мы считаем, что благодаря новым подходам статус этого предмета мог бы серьезно измениться.

- Сможет ли среднестатистический учитель использовать такую методику? Не возникнут ли сложности?

- Те учителя, кто апробировал наш курс, и те, кто сейчас использует наши учебники в работе, никаких сложностей не испытывают. Скорее наоборот: изменилась атмосфера в классе, возник творческий настрой, учитель освободился от обязанности учить по трафарету, от риска что-либо перепутать. Новые уроки обществознания основаны на дискуссиях, спорах, постоянной ситуации несогласия. И это более эффективно и с педагогической точки зрения, и с точки зрения ученика, который теперь не боится дать неправильный ответ.

- Как в этом случае выпускник школы будет сдавать ЕГЭ? Ведь ответы там нужно давать единственно верные…

- С контрольно-измерительными материалами (КИМами) ЕГЭ по дисциплине «обществознание» наша концепция соотносится лишь в части С, где нужно написать небольшое эссе на заданную тему. Чтобы выполнить задания частей А и В, нужно заучивать определения понятий, формулы. Но я убежден в правильности самой идеи единого экзамена, и если наша концепция получит более широкое распространение, наш авторский коллектив смог бы предложить новый формат ЕГЭ по обществознанию.

А пока ЕГЭ сдается по КИМам, разработанным на основе старых учебников обществознания, учителя не могут в полной мере учить детей по новым учебникам. ЕГЭ для учителей, школьников и их родителей – абсолютный приоритет, все остальное становится факультативным, то есть фактически «никаким». При этом нынешние КИМы не будут изменены, пока старая концепция обществознания является господствующей. Получается «порочный круг» или, как в известном одноименном романе абсурда, «уловка - 22»: чтобы достичь цели, нужно выполнить определенное условие, которое выполнимо лишь при достижении той же самой цели.

Но мы не теряем надежду. Создав инновационную альтернативу той концепции обществознания, которая лет пять назад считалась единственно возможной и потому безусловно верной, мы считаем, что со временем у нее есть все шансы осуществить прорыв в действительность.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Бинарный урок с активизацией мыслительной деятельности со зверобатикой

News image

1. Построение, объяснение задач урока. Звери могут носить предметы: палки, мячи элементы мягкого конструктора, но а вам нужно перенести на себе к...

Ремонт часов на сайте tagankapremiumservice.ru

News image

Совершенно все модели швейцарских часов нуждаются в постоянном техническом обслуживании также и в профилактике. Масла, которые применяются для смазки ...

Учителям:

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов

News image

Для учащегося. 1.Формируются и отрабатываются: • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации • Навыки публичного выступл...

Критерии информационной культуры человека

News image

· умение адекватно формулировать свою потребность в информации; · эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информац...

Видеоуроки, которые создаем сами

Без мультимедийных пособий скоро будет немыслимо ни одно занятие в школе, ни одна лекция в университете. Это утверждение вряд ли...

Открытый урок - Государственный флаг России

Каждое государство имеет свои государственные символы .Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценно...

Кто виноват?

Век цивилизации, прогресса, атома и реактивных самолетов… Современному подростку доступны мировые источники информации. Поч...

Открытый урок - День Святого Валентина

Поймите меня правильно , я не против дня всех влюбленных, но... Последние годы в России набирает популярность празднование ка...

Исследовательская работа в школе

Обсуждая вопрос о школе и школьном образовании, одной из проблем современного развития ученика является вовлечение в проектно-ис...

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов

Для учащегося. 1.Формируются и отрабатываются: • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации • Навык...

Использование информационных технологий на уроках истории

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сфе...

Современный учитель. Какой он?

Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональны...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Школьные принадлежности

News image

Но купить портфель – полдела, ведь и его содержимое требует немалых затрат и хлопот. Угодить ребенку с пеналом, оказывается, совсем не просто, тем б...