Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д... |
Как избежать конфликтов подростка с учителями?Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир... |
Самые распространенные конфликтыКонфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой... |
Каждый день - одно и то же!Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ... |
Интеграция школы и учреждения дополнительного образования: формы, технология, содержание, результаты |
Школа - Дополнительное образование |
Интеграция является важнейшим фактором развития современного общества. Интеграционные процессы идут сегодня в экономике, политике, культуре, науке, отражая глобальную тенденцию движения к единому миру. В последние годы все большую актуальность приобретает тема интеграции школы и учреждений дополнительного образования. Она родилась в педагогической практике в 80-е годы ХХ века и осуществлялась по инициативе отдельных руководителей-новаторов в русле поиска новых путей развития школы. Следует заметить, что сотрудничество школы с внешкольными учреждениями имело место всегда, но интеграция – это не просто сотрудничество, это слияние в единую социально-педагогическую систему. Это процесс сложный, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу двух коллективов в напряженном инновационном режиме. В 90-е годы практика создания интегративных образовательных комплексов “школа – УДО” была продолжена, но не стала массовой ввиду организационных и финансовых сложностей. Однако, она получила официальное признание как действенная и прогрессивная. В Концепции модернизации Российского образования, Межведомственной программе развития системы дополнительного образования детей подчеркивается важность взаимодействия образования и культуры, школы и учреждений дополнительного образования. Кроме того, предстоящий переход на профильное обучение также предполагает интеграцию школы с дополнительным образованием. Дополнительное образование многогранно. В данной статье мы сконцентрируем внимание на учреждениях начального художественного образования, т.е. на школах искусств, и покажем возможности построения образовательных комплексов “средняя школа – школа искусств”. Каждая интегративная модель уникальна. Школа искусств может развернуть свою деятельность – в одном классе; – в одной параллели; – в одной вертикали; – в целом звене. Итак, вариантов слияния множество. Это касается как формы, так и содержания. Однако, зададимся вопросом: зачем учреждения, принадлежащие к разным ведомствам и работающие в стабильном режиме, встают на путь интеграции? На решение юридических лиц объединить работу педагогических коллективов влияет целый ряд факторов, главный из которых – демографический. И средние школы, и учреждения дополнительного образования переживают сегодня непростую ситуацию с набором учащихся. На практике идет борьба за каждого ребенка, которая, по сути, есть борьба за выживание самого учебного заведения. Интеграция с учреждением культуры делает общеобразовательную школу привлекательной для родителей будущих первоклассников, наделенных правом выбора учебного заведения. Для школы искусств – это прекрасная возможность стабилизировать контингент учащихся и обеспечить нагрузку педагогам. Инициатива, как правило, исходит от основной школы – именно она пускает под свою крышу дополнительное образование. Параллельно с принятием принципиального решения идет выбор содержания дополнительного образования, которое должно влиться в основное и обогатить его. Этот выбор обусловлен профилем школы, ее концептуальными и методологическими установками. Работая вместе, школы стремятся создавать детям социальную ситуацию развития (Выготский Л.С.), поле деятельности, позволяющее реализовать себя, самоутвердиться через творчество. Школьники включены в интенсивную концертную работу. Они выступают перед людьми, принадлежащими к разным возрастным и социальным группам. Таким образом, интеграция школы и учреждения культуры активно способствует решению задач патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, которые поставлены перед образовательными учреждениями Правительством России. Для руководителей, заинтересованных в сохранении дополнительного школьного образования, считаю целесообразным дать отработанный на практике алгоритм действий по созданию филиалов школ искусств: ¾ Два юридических лица приходят к соглашению о сотрудничестве. ¾ Учредитель дает принципиальное согласие на открытие в конкретной школе филиала школы искусств. ¾ Школа искусств получает лицензию на право ведения образовательной деятельности в новом структурном подразделении. ¾ Выделяется необходимое для данного проекта финансирование. ¾ Вносятся изменения в Уставы обеих школ. ¾ Создаются локальные акты, регулирующие отношения сторон: ¾ Договор о совместной работе; ¾ Положение о филиале учреждения культуры на базе средней школы. ¾ Разрабатываются учебные планы филиала с учетом специфики избранного вида искусства (театр, ИЗО, музыка…), существующих нормативов и санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к учебному процессу. ¾ Создается материально-техническая база филиала. ¾ Комплектуются педагогические кадры для работы в филиале. ¾ Комплектуются кадры учащихся филиала. ¾ Составляется учебное расписание, учитывающее интересы двух сторон. ¾ Начинается учебный процесс. Практика показала, что интеграция с общеобразовательной школой дает школе искусств возможность жить и осуществлять свою высокую культурную миссию, а стране – возможность сохранить очаги подлинной культуры, где воспитываются духовно богатые люди, гуманисты и патриоты. |
Читайте: |
---|
Исследовательская работа в школеОбсуждая вопрос о школе и школьном образовании, одной из проблем современного развития ученика является вовлечение в проектно-ис... |
ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ADOBEЕсли тебе 25 и ты чувствуешь себя неуютно рядом с компьютером, то ты рискуешь оказаться на обочине жизни. Билл Гейтс В с... |
Преступность и наркотикиНо одна из главных причин развития наркомании в России - наркомафия. Ни для кого не секрет, что продажа и производство наркоти... |
Видеоуроки, которые создаем самиБез мультимедийных пособий скоро будет немыслимо ни одно занятие в школе, ни одна лекция в университете. Это утверждение вряд ли... |
Метод проектовДеятельность - единственный путь к знаниям Темой нашего разговора является проектный метод в обучении. Сейчас достаточно лите... |
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки: ВиртуВ Методическом пособии рассматриваются вопросы теории и практики использования ИКТ в преподавании музыки, в частности, методики ... |
Руководство в школеВнедрение новых технологий в общеобразовательный процесс - это веяние времени, движение вперёд. Но не многие директора понимают ... |
Реформирование или губительностьЯ работаю в школе 20 лет, сейчас мне 41 год. Самые первые годы работы пришлись на начало 90-ых. Можно их ругать, называть лихими... |
Производители ранцевРанцы Herlitz. Herlitz – это немецкая фирма, специализирующаяся на школьных принадлежностях с 1904 года. Ранцы для первоклассников с ортопедической ... |