Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Дополнительное образование Становление музыкального образования

Становление музыкального образования
Школа - Дополнительное образование

становление музыкального образования

Музыкальное образование - это система подготовки профессионалов в области музыкального искусства - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов. Музыкальное образование зародилось в странах Древнего Востока. Музыке отводилось большое место в придворных и ритуальных церемониях, военных парадах и походах, народных празднествах и др. Развитие музыкального образования в Древней Греции определялось высоким уровнем её музыкальной культуры.

В большинстве европейских стран в период раннего средневековья музыкальное образование было связано главным образом с христианской церковью. Центрами музыкальногообразования в Западной Европе, начиная с 4 в., являлись певческие школы при монастырях и соборах, затем университеты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.), бывшие первоначально учреждениями церковно-просветительского характера. В 15 в. получили распространение метризы (в Нидерландах и во Франции) - хоровые школы с интернатами, из которых вышли крупнейшие представители полифонического музыкального искусства (Орландо Лассо, ГийомДюфаи и др.). С развитием рыцарского музыкального искусства и музыкальной культуры городов возникли певческие общества и школы мейстерзингеров, цехи музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и педагогическая деятельность вольных учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в музыкальном искусстве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов для придворных театров и оркестров. Большое значение для формирования творческих школ и развития музыкального образования имела педагогическая практика известных композиторов и теоретиков музыки.

С 17 в. начался новый этап в истории музыкального образованиязападноевропейских стран. В Италии оно сосредоточивалось главным образом в сиротских приютах, называвшихся консерваториями. Первые консерватории как высшие учебные заведения основаны в Париже (1795) и Праге (1811), в 19 в. они были организованы во многих крупных городах Европы и Северной Америки. Помимо высших музыкальных учебных заведений, возникла широкая сеть музыкальных училищ, частных музыкальных школ и студий.

Древнейшими очагами музыкального образованияна Руси были школы богослужебного пения, а также певческие хоры («крылосы»), возникшие в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие века наряду с духовной музыкой получили развитие народное музыкальное творчество и исполнительство, а также светская музыка, которая стала неотъемлемой частью быта княжеской и боярской знати; значительное внимание уделялось и ратной музыке. Во 2-й половине 17 в. в связи с растущим интересом к музыкальным «заморским потехам» в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах и пению. В начале 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в котором участвовали дворовые боярина А. С. Матвеева - воспитанники организованной им первой в России музыкально-театральной школы (1673). При Петре I была выписана из-за границы большая группа музыкантов для военных духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор «государевых певчих дьяков». Рост музыкальной культуры в 1-й половине 18 в., создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального музыкального образования(например, учреждены «Инструментальный класс» в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства - Театральное училище. В конце 18 в. преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте и др. учебных заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й половине 19 в. организован ряд специальных музыкальных школ (например, «Музыкальный класс» Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866). Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества; в Москве, Петербурге и некоторых др. городах организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, Бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе М. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881-1908). С каждым годом росло количество частных музыкальных школ.

Становление и развитие музыкального образованияв России в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий, в которых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и Н. Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, А. Н. Скрябин, Н. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.

За годы Советской власти была создана государственная система музыкального образования: начальные музыкальные школы с 7-летним курсом обучения; музыкальные училища с 4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним музыкальным образованием; средние специальные музыкальные школы при консерваториях с 11-летним курсом; музыкальные вузы - консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств - с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях и институтах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было около 7 тыс. начальных музыкальных школ, 242 музыкальных училища, 36 средний специальных музыкальных школ, 30 музыкальных вузов. В начальных музыкальных школах обучалось свыше 1 млн. учащихся, в училищах - свыше 105 тыс., в средних специальных музыкальных школах - около 14 тыс., в вузах (факультетах) - 22,3 тыс. Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для общеобразовательных школ осуществляли 46 педагогических институтов и 92 педагогических училища. Музыкальные учебные заведения открыты не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.

Начальные музыкальные школы имеют целью приобщить детей к музыке, обучить их игре на каком-либо инструменте, дать знания элементарной теории музыки, развить музыкальный слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации. Наиболее способные учащихся, желающие продолжить музыкальное образование, могут поступать в музыкальные училища. В средних специальных музыкальных школах при музыкальных вузах обучаются музыкально одарённые дети. Музыкальные училища готовят пианистов, оркестрантов (симфонического оркестра и оркестра народных инструментов), хоровых певцов, учителей музыкальных школ по фортепиано, оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей музыки для общеобразовательных школ и художественной самодеятельности. Наиболее одарённые выпускники училищ поступают по конкурсу в консерватории и институты. Музыкальные вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям музыкального образования: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным дисциплинам для музыкальных училищ и средних музыкальных школ.

Учебными планами средних и особенно высших музыкальных учебных заведений предусматриваются широкая общенаучная и музыкально-теоретическая подготовка учащихся, глубокое изучение ими русского, советского и зарубежного музыкального искусства и овладение профессиональным мастерством.

Значительный вклад в развитие советского музыкального образованиявнесли Московская консерватория, Ленинградская консерватория, Киевская консерватория, Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и др. музыкальные вузы (за годы Советской власти они созданы во всех союзных республиках),крупнейшие деятели советской музыкальной культуры - М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, Н. Я. Мясковский, С. М. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. М. Блуменфельд, Р. И. Грубер, С. С. Богатырёв, А. И. Ямпольский, М. И. Табаков, У. Гаджибеков, З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский и др.

Для музыкально-эстетического воспитания советских людей в СССР создана сеть учреждений общего музыкального образования: школы общего музыкального образования, детские филармонии и хоровые студии, народные университеты и т. д., а также различные музыкальные коллективы художественной самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет «музыка» включен в учебный план 1-8-х классов средних общеобразовательных школ.

Крупнейшие центры музыкального образованияза рубежом: в социалистических странах - Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, София; в капиталистических странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кёльн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реализация принципа духовно-нравственного воспитания в преподавании ку

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функци­ей которых является выра...

Видеоуроки, которые создаем сами

Без мультимедийных пособий скоро будет немыслимо ни одно занятие в школе, ни одна лекция в университете. Это утверждение вряд ли...

Учебник и его электронная версия: кто кого?

Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебно...

ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ADOBE

Если тебе 25 и ты чувствуешь себя неуютно рядом с компьютером, то ты рискуешь оказаться на обочине жизни. Билл Гейтс В с...

Понятие информационная культура

Понятие информационная культура характеризует одну из граней культуры, связанную с информационным аспектом жизни людей. Роль э...

Про мотивацию

По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и ...

Критерии информационной культуры человека

· умение адекватно формулировать свою потребность в информации; · эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей с...

Реализация принципа интегрированного подхода в преподавании курса «Мир

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и ...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Школьные принадлежности

News image

Но купить портфель – полдела, ведь и его содержимое требует немалых затрат и хлопот. Угодить ребенку с пеналом, оказывается, совсем не просто, тем б...