Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Дополнительное образование Становление музыкального образования

Становление музыкального образования
Школа - Дополнительное образование

становление музыкального образования

Музыкальное образование - это система подготовки профессионалов в области музыкального искусства - композиторов, музыковедов, исполнителей (певцов и инструменталистов, дирижёров хора и оркестра) и педагогов. Музыкальное образование зародилось в странах Древнего Востока. Музыке отводилось большое место в придворных и ритуальных церемониях, военных парадах и походах, народных празднествах и др. Развитие музыкального образования в Древней Греции определялось высоким уровнем её музыкальной культуры.

В большинстве европейских стран в период раннего средневековья музыкальное образование было связано главным образом с христианской церковью. Центрами музыкальногообразования в Западной Европе, начиная с 4 в., являлись певческие школы при монастырях и соборах, затем университеты (в Париже с 1200, в Праге с 1348, и др.), бывшие первоначально учреждениями церковно-просветительского характера. В 15 в. получили распространение метризы (в Нидерландах и во Франции) - хоровые школы с интернатами, из которых вышли крупнейшие представители полифонического музыкального искусства (Орландо Лассо, ГийомДюфаи и др.). С развитием рыцарского музыкального искусства и музыкальной культуры городов возникли певческие общества и школы мейстерзингеров, цехи музыкантов-инструменталистов; приобрела значение и педагогическая деятельность вольных учителей музыки. С эпохи Возрождения усилилось светское направление в музыкальном искусстве и связанная с этим подготовка кадров инструменталистов и певцов для придворных театров и оркестров. Большое значение для формирования творческих школ и развития музыкального образования имела педагогическая практика известных композиторов и теоретиков музыки.

С 17 в. начался новый этап в истории музыкального образованиязападноевропейских стран. В Италии оно сосредоточивалось главным образом в сиротских приютах, называвшихся консерваториями. Первые консерватории как высшие учебные заведения основаны в Париже (1795) и Праге (1811), в 19 в. они были организованы во многих крупных городах Европы и Северной Америки. Помимо высших музыкальных учебных заведений, возникла широкая сеть музыкальных училищ, частных музыкальных школ и студий.

Древнейшими очагами музыкального образованияна Руси были школы богослужебного пения, а также певческие хоры («крылосы»), возникшие в 11 в. в Смоленске, Новгороде, Владимире и в др. городах. В последующие века наряду с духовной музыкой получили развитие народное музыкальное творчество и исполнительство, а также светская музыка, которая стала неотъемлемой частью быта княжеской и боярской знати; значительное внимание уделялось и ратной музыке. Во 2-й половине 17 в. в связи с растущим интересом к музыкальным «заморским потехам» в Россию приглашались иностранные органисты и др. музыканты для обучения выходцев из народа и любителей музыки из дворян игре на различных инструментах и пению. В начале 1670-х гг. в Москве создан придворный театр, в котором участвовали дворовые боярина А. С. Матвеева - воспитанники организованной им первой в России музыкально-театральной школы (1673). При Петре I была выписана из-за границы большая группа музыкантов для военных духовых оркестров и обучения игре на различных инструментах солдатских детей и певчих. Большую роль в придворной музыкальной жизни играл переведённый из Москвы в Петербург хор «государевых певчих дьяков». Рост музыкальной культуры в 1-й половине 18 в., создание придворных музыкальных учреждений (оперный театр, придворная капелла, оркестр) обусловили организацию новых форм профессионального музыкального образования(например, учреждены «Инструментальный класс» в Петербурге и певческая школа в Глухове в 1741 для пополнения придворной капеллы). В 1779 в Петербурге открылась первая в России специальная школа сценического и музыкального искусства - Театральное училище. В конце 18 в. преподавание музыки было введено в женских учебных заведениях и в воспитательных домах. Обучению музыке уделялось большое внимание и в Шляхетском корпусе, Московском университете, Смольном институте и др. учебных заведениях Москвы и Петербурга. В 1-й половине 19 в. организован ряд специальных музыкальных школ (например, «Музыкальный класс» Д. Кашина в Москве). В 60-е гг. основаны первые консерватории - Петербургская (1862) и Московская (1866). Во 2-й половине 19 в. и в начале 20 в. открылись музыкальные училища при отделениях императорского Русского музыкального общества; в Москве, Петербурге и некоторых др. городах организованы общедоступные музыкальные учебные заведения, именуемые народными консерваториями (например, Бесплатная музыкальная школа, созданная по инициативе М. А. Балакирева и руководимая им с 1862 до начала 70-х гг. и затем в 1881-1908). С каждым годом росло количество частных музыкальных школ.

Становление и развитие музыкального образованияв России в этот период связано с деятельностью Московской и Петербургской консерваторий, в которых преподавали их основатели А. Г. Рубинштейн (в Петербурге) и Н. Г. Рубинштейн (в Москве), а также П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, С. И. Танеев, А. Н. Скрябин, Н. Я. Мясковский, Б. В. Асафьев и др.

За годы Советской власти была создана государственная система музыкального образования: начальные музыкальные школы с 7-летним курсом обучения; музыкальные училища с 4-летним курсом, готовящие профессионалов со средним музыкальным образованием; средние специальные музыкальные школы при консерваториях с 11-летним курсом; музыкальные вузы - консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств - с 5-летним курсом. В крупнейших консерваториях и институтах имеется аспирантура и ассистентура. В 1973 в СССР было около 7 тыс. начальных музыкальных школ, 242 музыкальных училища, 36 средний специальных музыкальных школ, 30 музыкальных вузов. В начальных музыкальных школах обучалось свыше 1 млн. учащихся, в училищах - свыше 105 тыс., в средних специальных музыкальных школах - около 14 тыс., в вузах (факультетах) - 22,3 тыс. Кроме того, подготовку преподавателей музыки и пения для общеобразовательных школ осуществляли 46 педагогических институтов и 92 педагогических училища. Музыкальные учебные заведения открыты не только в крупных, но и в небольших городах и сельских местностях.

Начальные музыкальные школы имеют целью приобщить детей к музыке, обучить их игре на каком-либо инструменте, дать знания элементарной теории музыки, развить музыкальный слух и выявить данные для дальнейшей профессионализации. Наиболее способные учащихся, желающие продолжить музыкальное образование, могут поступать в музыкальные училища. В средних специальных музыкальных школах при музыкальных вузах обучаются музыкально одарённые дети. Музыкальные училища готовят пианистов, оркестрантов (симфонического оркестра и оркестра народных инструментов), хоровых певцов, учителей музыкальных школ по фортепиано, оркестровым инструментам, теории музыки и сольфеджио, хоровому пению, преподавателей музыки для общеобразовательных школ и художественной самодеятельности. Наиболее одарённые выпускники училищ поступают по конкурсу в консерватории и институты. Музыкальные вузы готовят профессионалов высшей квалификации по всем специальностям музыкального образования: композиторов, музыковедов, исполнителей, педагогов по различным дисциплинам для музыкальных училищ и средних музыкальных школ.

Учебными планами средних и особенно высших музыкальных учебных заведений предусматриваются широкая общенаучная и музыкально-теоретическая подготовка учащихся, глубокое изучение ими русского, советского и зарубежного музыкального искусства и овладение профессиональным мастерством.

Значительный вклад в развитие советского музыкального образованиявнесли Московская консерватория, Ленинградская консерватория, Киевская консерватория, Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных и др. музыкальные вузы (за годы Советской власти они созданы во всех союзных республиках),крупнейшие деятели советской музыкальной культуры - М. М. Ипполитов-Иванов, А. Ф. Гедике, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Б. В. Асафьев, Л. В. Николаев, Н. Я. Мясковский, С. М. Козолупов, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг, В. В. Софроницкий, И. В. Способин, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Ф. М. Блуменфельд, Р. И. Грубер, С. С. Богатырёв, А. И. Ямпольский, М. И. Табаков, У. Гаджибеков, З. П. Палиашвили, А. А. Спендиаров, Д. Д. Шостакович, Д. Б. Кабалевский и др.

Для музыкально-эстетического воспитания советских людей в СССР создана сеть учреждений общего музыкального образования: школы общего музыкального образования, детские филармонии и хоровые студии, народные университеты и т. д., а также различные музыкальные коллективы художественной самодеятельности при внешкольных и клубных учреждениях. Предмет «музыка» включен в учебный план 1-8-х классов средних общеобразовательных школ.

Крупнейшие центры музыкального образованияза рубежом: в социалистических странах - Берлин, Лейпциг, Будапешт, Бухарест, Варшава, Прага, София; в капиталистических странах: Бостон, Нью-Йорк, Вена, Кёльн, Лондон, Мадрид, Париж, Рим и др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Преступность и наркотики

Но одна из главных причин развития наркомании в России - наркомафия. Ни для кого не секрет, что продажа и производство наркоти...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки: Вирту

В Методическом пособии рассматриваются вопросы теории и практики использования ИКТ в преподавании музыки, в частности, методики ...

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов

Для учащегося. 1.Формируются и отрабатываются: • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации • Навык...

Дифференцированные домашние задания

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного...

Из истории школьных медалей

В России до 1917 награждение медалями За успехи в учении производилось на основе Устава гимназии (1828). Золотые и серебряны...

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни...

О толерантности

В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способству...

«Техника освоения современных приемов меха баянистами»

Современный уровень искусства игры на баяне требует широкого использования различных приемов меха. Арсенал композиторских сред...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Одежда школьника

News image

Если формы в школе нет, то лучше одевать ребенка целиком в натуральные ткани: хлопок и шерсть, ведь ему придется сидеть в ней как минимум четыре час...