Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная История развития образования История и современность среднего образования в Москве

История и современность среднего образования в Москве
Школа - История развития образования

история и современность среднего образования в москве

Первые школы в Москве, как и везде в Древней Руси, открывались при монастырях. С 15 в. появились и частные школы («мастера грамоты»). С развитием государства Москве постоянно требовались грамотные люди в качестве дьяков, подьячих, толмачей-переводчиков, писцов: многие из них были выходцами из низов общества. Первая частная библиотека была привезена Ивану III Софьей Палеолог. Иван IV дополнил это собрание другими книгами (не только духовными, но и светскими), библиотека вызывала восхищение у русских и иностранцев, но судьба ее неизвестна. По примеру царя книжные собрания стали появляться и у других знатных людей. С началом книгоиздания (1564, см. Иван Федоров) просвещение стало распространяться быстрее. В школах получили признание выпущенная Федоровым во Львове (1574) и в Остроге (1578) славяно-русская азбука. С началом контактов с Западом и беспрестанных споров о вере русские болезненно ощутили свою отсталость. Проблема была в том, что учиться у западных еретиков представлялось невозможным. Поэтому в Москву приглашались специалисты из Греции, Юго-Западной Руси, православной Литвы, Украины, где необходимость противостояния католической пропаганде вызвала более ранее появление православных школ. В грамматических и греко-латинских школах 17 в. преподавались славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. Понятия о точных и естественных науках были минимальны. В 1648 боярин Ф. М. Ртищев открыл Школу словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653 под руководством ЕпифанияСлавинецкого начала работу школа при Чудовом монастыре, в 1665 - школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при Спасском монастыре за иконным рядом (заиконоспасская), в 1668 - греко-латинская школа в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680 - правительственная школа при Печатном дворе (типографское училище) и др. В 1687 открыта первая в Москве высшая школа - Эллино-греческая академия, руководителями и преподавателями в которой были до 1694 братья Иоанникий и СофронийЛихуды. Состав учащихся был довольно пестрым: наряду с детьми духовенства и дворян принимались и способные мальчики из низших классов (но лично свободные). К детям царя, богатых и знатных бояр приглашались домашние преподаватели.

После перенесения столицы России в Петербург Москва сохранила свои позиции образовательного центра России. Эллино-греческая академия в 1701 преобразована в Славяно-латинскую академию (629 учеников в 1725). В 1701 открылось специальное заведение - Школа математических и навигацких наук (538 учеников в 1712), ведущую роль в которой играл Л. Ф. Магницкий, автор первого учебника арифметики. Школа готовила специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. В том же году была учреждена Пушкарская (артиллерийская) школа (80 учеников в 1704), в 1707 при военном госпитале - Госпитальная школа (50 учеников в 1712), в 1712 - Инженерная (90 учеников в 1723). Для изучения латинского и новых западноевропейских языков работала в 1701-15 Разноязычная школа, которой с 1711 руководил Ф. П. Поликарпов.

Многие учебные заведения были сословными. Для детей дворян в 1730-е гг. была открыта Юнкерская школа. Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек (в 1785 - 7 пансионов, в 1790-е гг. - до 20). В 1755 в Москве был открыт университет, в котором могли обучаться также и дети разночинцев, при нем - гимназия (1755-1812). В 1779 при университете открылся Благородный пансион (с 1791 получил самостоятельность).

В 1779 открыта Землемерная школа, предшественница Межевого института. В конце 18 - начале 19 вв. интенсивно открывались народные училища.

Частные пансионы (25 в 1839) предназначались для детей дворян, крупных промышленников, купцов. Для детей промышленников и купцов в 1835 было открыто Мещанское училище. К 1853 в Москве было 124 учебных заведения (14 тыс. учащихся).

После реформ 1860-х гг. потребность в расширении народного образования и повышении его качества усилилась. В начале 1870-х гг. было открыто 8 городских училищ (с 6 летним сроком обучения). В 1912 открыты высшие начальные училища - 4-х годичные повышенные начальные школы (на начало 1917 - 7). Появились частные гимназии.

В 1912 правительственных и частных средних учебных заведений было: 25 мужских гимназий, 14 реальных училищ, 3 кадетских корпуса, одно правительственное, одно биржевого комитета и 6 частных коммерческих училищ, 49 женских гимназий, преимущественно частных, 2 частных женских коммерческих училища. В начале 1914-15 работали 752 общеобразовательные школы различных видов, в том числе 150 средних (42,9 тыс. учеников).

Потребность в квалифицированных рабочих, мастерах-ремесленниках, технических кадрах обусловила создание 3-годичных низших технических училищ и ремесленных школ и 4-годичных средних технических училищ (готовили помощников инженеров). Большинство этих учебных заведений создавалось по частной инициативе обществ и отдельных благотворителей.

После Октябрьских событий 1917 г. в период Гражданской войны занятия в большинстве школ проводились нерегулярно, состав учащихся был изменен (детей из пролетарских районов переводили в «престижные» гимназии), частные школы национализированы. Некоторое время происходила организационная чехарда. Первоочередными были задачи ликвидации неграмотности и беспризорности. По мере стабилизации было введено централизованное управление образованием (с 1920). В 1927 открылись первые советские школы. В 1930-31 в Москве было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение детей (по стране - к 1934) и вводилось всеобщее обязательное 7-летнее (в основном осуществлено в 1937). В 1935-40 построено 379 школ. К концу 1930-х гг. большинство школ стало десятилетними. В годы войны была сделана попытка открыть новый тип школ по образцу классических русских гимназий с преподаванием латыни и греческого. Для учащихся всех средних учебных заведений в эти годы было введено бесплатное питание (для школ - только завтраки).

С середины 1950-х годов создаются единичные школы с углубленным изучением отдельных предметов (в основном иностранных языков). Число таких школ (их неофициально называют «спецшколами»), начиная с 1960-х гг., постоянно увеличивается. Принимают в эти школы по результатам экзаменов и собеседований, что приводит к элитарному характеру образования.

С конца 1980-х годов появляются первые частные школы. В названиях средних учебных заведений возникают давно забытые слова: гимназии, лицеи, колледжи.

Одними из первых в Москве были открыты начальные школы полного дня, имеющие статус «школ здоровья», в которых созданы комфортные условия для ослабленных детей (1701, 1702, 1703, 1704). Успешно решают задачи ранней диагностики и коррекции образовательные учреждения компенсирующего вида — 1853, Центр психоло-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК). Для глухих и слабослышащих детей центр оснащен современной акустической аппаратурой, а педагоги школы прошли обучение в Хорватии и используют в своей работе верботональный метод, дающий прекрасные результаты. Имеется общеобразовательная школа надомного обучения для больных детей и детей-инвалидов (367).

В 2000 г. получила статус «школы здоровья» общеобразовательная школа 1923. Во многих школах, являющихся экспериментальными площадками, внедряются новые здоровьесберегающие технологии (валеология, мониторинг по тест-программе Мэра Москвы «Здоровье учащихся»). В школе № 609, являющейся городской экспериментальной площадкой, идет работа по изменению самого отношения учащихся и их родителей к проблеме здоровья и физической подготовки. За последние годы общее количество простудных заболеваний среди учащихся этой школы снизилось на 30%, а показатель физической готовности возрос до 74%. В школе открыты профильные спортивно-педагогические классы совместно с МГПУ.

В Москве отрабатывается целевая программа «Одаренные дети». Большую работу с учащимися с высокими интеллектуальными способностями ведет Зеленоградский центр психолого-медико-социального сопровождения. Ведущей идеей является создание в округе единой межшкольной среды, эффективно способствующей поиску и поддержке одаренных учащихся, формированию у них ярких черт творческой личности.

В системе общеобразовательных учреждений, ориентированных на детей с повышенной мотивацией к учебе, 17 общеобразовательных школ, лицей и гимназия имеют профилированные 10-е и 11-е классы, ориентированные на поступление в ВУЗ. В 11 школах имеются классы с углубленным изучением отдельных предметов, во многих школах обучение идет по авторским программам.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Устраиваю ребенка в детский сад

Недавно моему ребенку исполнилось 2 годика и я пошел в Управление образованием района брать путевку в детский сад. Заявление в д...

Открытый урок - Каков механизм влияния вина на развитие плода?

Здоровье новорождённых зависит от условий формирования половых клеток родителей, внутриутробного развития, течения родов и, нако...

Видеоуроки, которые создаем сами

Без мультимедийных пособий скоро будет немыслимо ни одно занятие в школе, ни одна лекция в университете. Это утверждение вряд ли...

Критерии информационной культуры человека

· умение адекватно формулировать свою потребность в информации; · эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей с...

Целомудрие — здравомыслие?

Предрассудок о вреде целомудрия распространён и, к сожалению, поддерживается некоторыми врачами. Слово целомудрие – означает бук...

Про мотивацию

По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и ...

Заброшенные школы

Недавно наткнулся на один интересный блог. Ведут его, как я понял, ребята лет двадцати с небольшим, которые занимаются фотографи...

Улыбайтесь, Вас снимает видеокамера!!!

Нужно ли устанавливать в школах видеокамеры, и если да, то где она нужна - снаружи или внутри, в классах или коридорах? Этот...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Ластики

News image

Известно, что древние римляне писали на дощечках, покрытых воском, острым концом специальной палочки. Другой ее конец, закругленный, позволял убрать...