Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная История развития образования История и современность среднего образования в Москве

История и современность среднего образования в Москве
Школа - История развития образования

история и современность среднего образования в москве

Первые школы в Москве, как и везде в Древней Руси, открывались при монастырях. С 15 в. появились и частные школы («мастера грамоты»). С развитием государства Москве постоянно требовались грамотные люди в качестве дьяков, подьячих, толмачей-переводчиков, писцов: многие из них были выходцами из низов общества. Первая частная библиотека была привезена Ивану III Софьей Палеолог. Иван IV дополнил это собрание другими книгами (не только духовными, но и светскими), библиотека вызывала восхищение у русских и иностранцев, но судьба ее неизвестна. По примеру царя книжные собрания стали появляться и у других знатных людей. С началом книгоиздания (1564, см. Иван Федоров) просвещение стало распространяться быстрее. В школах получили признание выпущенная Федоровым во Львове (1574) и в Остроге (1578) славяно-русская азбука. С началом контактов с Западом и беспрестанных споров о вере русские болезненно ощутили свою отсталость. Проблема была в том, что учиться у западных еретиков представлялось невозможным. Поэтому в Москву приглашались специалисты из Греции, Юго-Западной Руси, православной Литвы, Украины, где необходимость противостояния католической пропаганде вызвала более ранее появление православных школ. В грамматических и греко-латинских школах 17 в. преподавались славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. Понятия о точных и естественных науках были минимальны. В 1648 боярин Ф. М. Ртищев открыл Школу словесных наук» (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653 под руководством ЕпифанияСлавинецкого начала работу школа при Чудовом монастыре, в 1665 - школа для грамматического учения» Симеона Полоцкого при Спасском монастыре за иконным рядом (заиконоспасская), в 1668 - греко-латинская школа в Китай-городе при церкви Иоанна Богослова, в 1680 - правительственная школа при Печатном дворе (типографское училище) и др. В 1687 открыта первая в Москве высшая школа - Эллино-греческая академия, руководителями и преподавателями в которой были до 1694 братья Иоанникий и СофронийЛихуды. Состав учащихся был довольно пестрым: наряду с детьми духовенства и дворян принимались и способные мальчики из низших классов (но лично свободные). К детям царя, богатых и знатных бояр приглашались домашние преподаватели.

После перенесения столицы России в Петербург Москва сохранила свои позиции образовательного центра России. Эллино-греческая академия в 1701 преобразована в Славяно-латинскую академию (629 учеников в 1725). В 1701 открылось специальное заведение - Школа математических и навигацких наук (538 учеников в 1712), ведущую роль в которой играл Л. Ф. Магницкий, автор первого учебника арифметики. Школа готовила специалистов военно-морского флота, судостроителей, геодезистов и др. В том же году была учреждена Пушкарская (артиллерийская) школа (80 учеников в 1704), в 1707 при военном госпитале - Госпитальная школа (50 учеников в 1712), в 1712 - Инженерная (90 учеников в 1723). Для изучения латинского и новых западноевропейских языков работала в 1701-15 Разноязычная школа, которой с 1711 руководил Ф. П. Поликарпов.

Многие учебные заведения были сословными. Для детей дворян в 1730-е гг. была открыта Юнкерская школа. Создавались частные дворянские пансионы для мальчиков и девочек (в 1785 - 7 пансионов, в 1790-е гг. - до 20). В 1755 в Москве был открыт университет, в котором могли обучаться также и дети разночинцев, при нем - гимназия (1755-1812). В 1779 при университете открылся Благородный пансион (с 1791 получил самостоятельность).

В 1779 открыта Землемерная школа, предшественница Межевого института. В конце 18 - начале 19 вв. интенсивно открывались народные училища.

Частные пансионы (25 в 1839) предназначались для детей дворян, крупных промышленников, купцов. Для детей промышленников и купцов в 1835 было открыто Мещанское училище. К 1853 в Москве было 124 учебных заведения (14 тыс. учащихся).

После реформ 1860-х гг. потребность в расширении народного образования и повышении его качества усилилась. В начале 1870-х гг. было открыто 8 городских училищ (с 6 летним сроком обучения). В 1912 открыты высшие начальные училища - 4-х годичные повышенные начальные школы (на начало 1917 - 7). Появились частные гимназии.

В 1912 правительственных и частных средних учебных заведений было: 25 мужских гимназий, 14 реальных училищ, 3 кадетских корпуса, одно правительственное, одно биржевого комитета и 6 частных коммерческих училищ, 49 женских гимназий, преимущественно частных, 2 частных женских коммерческих училища. В начале 1914-15 работали 752 общеобразовательные школы различных видов, в том числе 150 средних (42,9 тыс. учеников).

Потребность в квалифицированных рабочих, мастерах-ремесленниках, технических кадрах обусловила создание 3-годичных низших технических училищ и ремесленных школ и 4-годичных средних технических училищ (готовили помощников инженеров). Большинство этих учебных заведений создавалось по частной инициативе обществ и отдельных благотворителей.

После Октябрьских событий 1917 г. в период Гражданской войны занятия в большинстве школ проводились нерегулярно, состав учащихся был изменен (детей из пролетарских районов переводили в «престижные» гимназии), частные школы национализированы. Некоторое время происходила организационная чехарда. Первоочередными были задачи ликвидации неграмотности и беспризорности. По мере стабилизации было введено централизованное управление образованием (с 1920). В 1927 открылись первые советские школы. В 1930-31 в Москве было осуществлено всеобщее обязательное начальное обучение детей (по стране - к 1934) и вводилось всеобщее обязательное 7-летнее (в основном осуществлено в 1937). В 1935-40 построено 379 школ. К концу 1930-х гг. большинство школ стало десятилетними. В годы войны была сделана попытка открыть новый тип школ по образцу классических русских гимназий с преподаванием латыни и греческого. Для учащихся всех средних учебных заведений в эти годы было введено бесплатное питание (для школ - только завтраки).

С середины 1950-х годов создаются единичные школы с углубленным изучением отдельных предметов (в основном иностранных языков). Число таких школ (их неофициально называют «спецшколами»), начиная с 1960-х гг., постоянно увеличивается. Принимают в эти школы по результатам экзаменов и собеседований, что приводит к элитарному характеру образования.

С конца 1980-х годов появляются первые частные школы. В названиях средних учебных заведений возникают давно забытые слова: гимназии, лицеи, колледжи.

Одними из первых в Москве были открыты начальные школы полного дня, имеющие статус «школ здоровья», в которых созданы комфортные условия для ослабленных детей (1701, 1702, 1703, 1704). Успешно решают задачи ранней диагностики и коррекции образовательные учреждения компенсирующего вида — 1853, Центр психоло-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРиК). Для глухих и слабослышащих детей центр оснащен современной акустической аппаратурой, а педагоги школы прошли обучение в Хорватии и используют в своей работе верботональный метод, дающий прекрасные результаты. Имеется общеобразовательная школа надомного обучения для больных детей и детей-инвалидов (367).

В 2000 г. получила статус «школы здоровья» общеобразовательная школа 1923. Во многих школах, являющихся экспериментальными площадками, внедряются новые здоровьесберегающие технологии (валеология, мониторинг по тест-программе Мэра Москвы «Здоровье учащихся»). В школе № 609, являющейся городской экспериментальной площадкой, идет работа по изменению самого отношения учащихся и их родителей к проблеме здоровья и физической подготовки. За последние годы общее количество простудных заболеваний среди учащихся этой школы снизилось на 30%, а показатель физической готовности возрос до 74%. В школе открыты профильные спортивно-педагогические классы совместно с МГПУ.

В Москве отрабатывается целевая программа «Одаренные дети». Большую работу с учащимися с высокими интеллектуальными способностями ведет Зеленоградский центр психолого-медико-социального сопровождения. Ведущей идеей является создание в округе единой межшкольной среды, эффективно способствующей поиску и поддержке одаренных учащихся, формированию у них ярких черт творческой личности.

В системе общеобразовательных учреждений, ориентированных на детей с повышенной мотивацией к учебе, 17 общеобразовательных школ, лицей и гимназия имеют профилированные 10-е и 11-е классы, ориентированные на поступление в ВУЗ. В 11 школах имеются классы с углубленным изучением отдельных предметов, во многих школах обучение идет по авторским программам.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Про мотивацию

По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и ...

При изучении нового материала и закрепления пройденного использую блок

Тема: «Что такое информация». В начале привожу примеры информации из разных областей знаний (неживая природа, биологические проц...

Обычная озлобленность раба

Между менеджером и тружеником никогда не будет понимания. И потому все, или почти все инициативы нашего правительства - бесплодн...

Видеоуроки, которые создаем сами

Без мультимедийных пособий скоро будет немыслимо ни одно занятие в школе, ни одна лекция в университете. Это утверждение вряд ли...

Наше пьяное будущее

В этой статье я напишу о детском алкоголизме. Не секрет, что наши школьники пьют спиртное. И пьют много. Очень много

Домашнее обучение - альтернатива школе

1 Домашнее обучение… Обучение родителями… Ведь все педагоги и родители знают, что лучше всего дети учатся на чужом примере. С...

Устраиваю ребенка в детский сад

Недавно моему ребенку исполнилось 2 годика и я пошел в Управление образованием района брать путевку в детский сад. Заявление в д...

Основные моменты нетрадиционных уроков

Нетрадиционный урок - это урок необычный по замыслу, организации и методике проведения. Мнения педагогов о нетрадиционных ур...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Компьютерный стол школьника

News image

Компьютерный стол из ЛДСП подойдет школьнику как нельзя лучше - он практичен и долговечен. Однако, необходимо проследить, чтоб торцы были покрыты ПВ...