Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная История развития образования История профессионального образования в России

История профессионального образования в России
Школа - История развития образования

история профессионального образования в россии

Систематическое профессиональное образование начинает складываться в нашей стране в середине XVII века с появлением посольских, лекарских, типографских школ. Так, например, в Типографской школе при Приказе печатного двора, основанной в 1681г., обучалось к 1684 г. 194 человека. Школа одновременно была начальной школой и училищем для подготовки печатников Печатного двора. В организации учебного процесса особую роль играли старосты, которым выплачивался “поденный корм” и в обязанности которых входило “спрашивать уроки у товарищей”.

Появление профессионального образования в современном его понимании – это заслуга Петра I. После заграничных поездок и неудачных военных действий в Северной войне ПетрI предпринял шаги по подготовке необходимых государству специалистов путём создания профессиональных школ различного типа. Образование и воспитание в петровской школе было направлено на приобретение профессиональных навыков. России нужны были корабельные инженеры, артиллеристы, мореходы, офицеры, мастера и техники в различных областях. В 1701 году ПетромI была утверждена в Москве “Школа математических и навигацких наук”, навигаторские классы которой в 1715 году были переведены в Петербург и на их основе создана Морская Академия.

В школе обучались подростки и юноши всех сословий, кроме крепостных, в возрасте от 12 до 20 лет, находившиеся на полном государственном обеспечении. Количество обучающихся в 1703 году составляло 300 человек, в 1711 – 500 человек. Курс состоял из трёх ступеней: начальной (обучение письму, чтению, грамматике и арифметике), цифровой (обучение арифметике, геометрии, тригонометрии), высшей (навигаторских классов). Учащиеся навигаторских классов проходили практику на морских кораблях, судостроительных верфях, на прокладке дорог. Большую роль в организации работы школы сыграли Л.Ф. Магницкиий и шотландец А.Д. Форварсон. В 1712 году были созданы инженерная и артиллерийская школы. Профессиональная школа носила сословный характер, готовила к различным областям государственной службы.

Заслугой ПетраI является создание сети светских и духовных школ, как в столице, так и в провинции. Петровское понимание назначения государственной службы было изложено в Табели о рангах: “Сыновьям Российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем, для знатной их породы или их отцов знатных чинов, в публичной ассамблеи, где двор находится, свободный доступ перед другими нижняго чина, и охотно желаем видеть, чтоб они от других всяких случаях по достоинству отличались;однакож мы для того никому какого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат”. Однако в отличие от разночинцев не многие дворяне поступали в учебные заведения добровольно.

Со времён Петра гражданская служба потребовала всё больших знаний в праве, экономике, политике, что требовало профессиональной подготовки. В 1733 году в Петербурге было основано приравненное к академиям Горное училище, положившее начало инженерному образованию в России.

Как особая ступень среднее профессиональное образование сформировалось в конце XIX – начале ХХ вв. под влиянием усложнения труда и его организации в условиях развитого крупного машинного производства. В конце ХIХ в. в России было 143 средних специальных учебных заведения, подведомственных различным министерствам. Существовала отраслевая диспропорция учебных заведений, которые территориально размещались неравномерно. К 1914 –15 учебному году в России имелось 250 коммерческих училищ и 17 сельскохозяйственных.

Представляет интерес система управления образованием, существовавшая в России до революции. На протяжении ХIХ в. происходит преобразование государственных учреждений царской России по западноевропейскому образцу. Манифестом 8 сентября 1802 г. в России были образованы первые восемь министерств, среди которых – Министерство народного просвещения, созданное для “воспитания юношества и распространения наук” и ведающее высшими, средними и низшими учебными заведениями, Академией наук, Академией художеств, типографией и цензурой.

Аппарат Министерства в первые годы его существования был невелик. Роль коллегии при министре, разрешавшей все вопросы административного, хозяйственного, учебного и научного характера, исполняло Главное управление училищ, состоявшее из назначенных императором чиновников и попечителей учебных округов. Исполнителем решений Главного управления являлся единственный департамент Министерства.

В 1835 году в связи с новым устройством учебных округов низшая, средняя и высшая школа стали подчиняться административной власти округа. Попечитель учебного округа назначался императором.

В середине 50-х г.г. ХIХ в. система управления училищ и Учебный Комитет Министерства, учебные округа изъяты из ведения местных генерал – губернаторов.

В период с 1863 года по 1917 год в России управление образованием несколько раз претерпевало изменения. Сословное, элитарное образование постепенно превращалось во всесословное эгалитарное, соответствующее потребностям общества.В управлении образованием наблюдалось две тенденции, которые в разные периоды становились преобладающими: доминирование в правительственном курсе консервативных, реакционных тенденций, стремление осуществить жесткую централизацию и контроль за образованием; в то же время развитие промышленности и торговли, первые итоги капитализма в России обусловили децентрализацию управления техническими и коммерческими учебными заведениями, демократизацию состава выпускников, возникновение неправительственных учебных заведений.

В январе 1915 года министром народного просвещения стал П.Н. Игнатьев, сторонник радикальной реформы среднего и высшего образования в соответствии с требованиями промышленной и финансовой буржуазии. В этот период управление профессиональным образованием было децентрализовано.

После революции в России средние профессиональное образование стало частью системы народного образования. С 1919 года управление учебными заведениями было централизовано и сосредоточено в Главпрофобре при Наркомпросе РСФСР. В техникумах готовили как инженеров узкой специализации, так и помощников инженеров. Сроки обучения и планы приема были различными. К началу 1929 года в стране было свыше 1030 средних специальных учебных заведений. В сентябре 1929 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление “Об установлении единой системы индустриально – технического образования”. Техникумы стали вести подготовку специалистов на базе семилетний школы, 40 –50 % учебных часов отводились на практическое обучение. Многие техникумы реорганизовались в отраслевые.

Управление средним профессиональным образованием стало строиться по отраслевому принципу. Рост количества промышленных предприятий, курс на индустриализацию, потребовали привлечения квалифицированных специалистов, перестройки образования.

В 30-х годах наблюдается рост числа техникумов, контингент которых к 1941 году составил 800 тыс. человек. Стимулом для начала разработки группы проблем в первую очередь высшей школы и техникумов, большинство из которых появились в этот период, послужило постановление ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года “Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах”. В этот период были разработаны стабильные учебные планы.

В период Великой Отечественной войны подготовка специалистов со средним профессиональным образованием резко сократилась, но уже к 1947 году был достигнут довоенный уровень.

В 60-е годы в период развёртывания технологического этапа научно-технической базы учебных заведений возрос контингент обучающихся, что связано с растущей общественной потребностью в квалифицированных специалистах. Аналогичная тенденция характерна для высших учебных заведений.

В 1961/62 учебном году в стране было 3416 учреждений среднего профессионального образования с контингентом учащихся 2,4 млн. человек. В соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства возросла подготовка кадров по ряду специальностей, было открыто более 30 новых направлений подготовки. К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны более чем по 500 специальностям.

В настоящее время в России функционирует 2812 средних профессиональных учебных заведения, из них 142 негосударственных, которые обеспечивают подготовку специалистов среднего звена более чем по 280 специальностям. Численность студентов, обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях, составляет 2147 тысяч человек. 20 марта 2001 года в Москве состоится Съезд директоров средних профессиональных учебных заведений, который наметит пути дальнейшего совершенствования и развития среднего профессионального образования.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Наше пьяное будущее

В этой статье я напишу о детском алкоголизме. Не секрет, что наши школьники пьют спиртное. И пьют много. Очень много

Руководитель - кто он?

- А как ваш директор? - О-о-о, наш директор – молодец, настоящий руководитель: ответственный, всегда подходит к работе с энту...

Преступность и наркотики

Но одна из главных причин развития наркомании в России - наркомафия. Ни для кого не секрет, что продажа и производство наркоти...

Учитель - звучит гордо

Почему же общество перестала уважать учителей? Почему многие считают, что учителя работают на столько, сколько получают. Многие...

Открытый урок - Наркотики и здоровье

Наркотики приносят вред прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере ма...

Информационная культура

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уров...

Исследовательская работа в школе

Обсуждая вопрос о школе и школьном образовании, одной из проблем современного развития ученика является вовлечение в проектно-ис...

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Собираем первоклашку

News image

Собрать первоклашку в школу - дело не простое. Нужны новые одежда и обувь (ведь не может же он одеваться как малыш-дошкольник, правда?), тетрадки, р...