Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...



Минусы Модели-минус
Школа - Недостатки современной системы образования

минусы модели-минус

Трудно найти человека, который, посещая школу, хотя бы раз не услышал слова характеристика по своему или чужому адресу в конфликтном контексте. Не обсуждая пользы характеристик в традиционном понимании, затронем те стороны педагогической ситуации, которые позволяют развить идею характеристики до создания продуктивного проблемного пространства.

Вернемся к уже рассмотренной гипотезе - если ученик не смог приспособиться к условиям обучения, у него возникают трудности в учебе и как следствие - низкая успеваемость. Из опыта известно, что непродолжительного периода неудач достаточно для того, чтобы ребенка начали характеризовать как слабого, неспособного, отстающего ученика. Характеристика необязательно должна быть выдана в качестве документа. Существуют педконсилиумы и педсоветы, обсуждения в учительской и личные беседы для того, чтобы создалась модель конкретного неблагополучного ученика Х, которую разделяет большинство учителей. Впоследствии эта Модель-минус начинает служить ориентиром для планирования и осуществления педагогических действий в отношении конкретного ребенка.

Подразумеваемая польза Модели-минус - возможность загодя оснаститься для борьбы с грядущими трудностями, уготованными проблемным учеником. Не оспаривая позитивные моменты, на которых, вероятно, сфокусировано внимание сторонников такого подхода, обсудим его уязвимые аспекты.

Обладая бесспорной моделью, описывающей, кто же такой на самом деле ученик-неудачник Х, мы основываемся на фактах и свидетельствах, имеющих место в прошлом - он совершил то-то, поступил так-то, не явился туда-то и т.д. Как доказательство, что так оно и есть, приводится неопровержимый аргумент: и так было много раз . Здесь вступает в силу имеющее в образовательном контексте сомнительную пользу убеждение: Если он так вел себя в прошлом, то и в будущем он будет вести себя так же . Подобная стратегия лишает нас чувствительности к появляющимся позитивным изменениям, которые могут происходить с учеником Х.

Ребенок может даже волевым решением начать новую жизнь , но первые положительные результаты настолько малозаметны, что не могут его мотивировать продолжать начатое. Здесь самое место и время для поддержки со стороны учителя, которая станет источником ресурсов ученика, стремящегося стабилизировать позитивные изменения. В психологической науке существуют исследования, располагающие доказательствами, что начало любого дела требует мотивации значительно большей силы, чем продолжение этого дела. Попросту говоря, если человек дошел до середины пути, ему есть на что оглянуться и чем вдохновиться.

Рассуждая над этими идеями, Вам, как практику, будет легко припомнить случай, когда слабый ученик Х удивил вас своим ярким ответом. Сделать такой момент ключевым для начала изменений не под силу педагогам, руководствующимся Моделью-минус. Модель-минус предрасполагает воспринимать успехи ребенка как случайности, а неудачи - как подтвеждающие ожидания закономерности ( Я так и знал! ). Для этого феномена существует специальный термин самоподтвеждающееся пророчество .

В коммуникации мы получаем от других реакции на наше собственное поведение. Действия ученика-неудачника - это тоже реакция, фрагмент коммуникационной цепочки учитель=ученик , где учитель пользуется Моделью-минус. В экспериментальной психологии известен эффект Розенталя. Он проявляется в том, что экспериментатор, убежденный в обоснованности своей гипотезы, непроизвольно действует так, что получает фактическое ее подтверждение. Красноречивой иллюстрацией эффекта Розенталя послужил такой эксперимент. В начале учебного года учеников со средними показателями интеллектуального коэффициента случайным образом разделили на два класса. К концу учебного года разница между классами в показателях IQ составила двадцать пунктов. Сильная группа превзошла отстающую благодаря различиям характеристик, которые получили учителя перед работой в этих классах. Учитель успешного класса был заранее предупрежден, что в его класс отобраны талантливые дети. Учителя слабого класса предупредили, что он будет работать с интеллектуально неразвитыми учащимися.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

О роли и значение физической культуры в развитии общества и человека

News image

Цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире.

Адаптивная программа по физической культуре в 10–11-х классах

News image

Образовательная область физического воспитания призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здо...

Учителям:

Открытый урок - Наркомания - что это?

News image

Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с цел...

Что дают занятия на компьютерах учащимся в МУПК?

News image

Эти уроки - уроки творчества, т.к. они интегрируют все то, чем занимаются дети в МУПК: создают рисунки, творческие проекты, рекламные ролики или о...

Во время исполнения какого цикла пальцы с клавиш не снимаются

Если рикошет требуется исполнить несколько раз подряд, то после 4-й доли рука снимается, аккорд берется заново и начинается новы...

Чтобы учеба была успешной

Основная цель обучения информатике в школе – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Указанная цель достига...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки: Вирту

В Методическом пособии рассматриваются вопросы теории и практики использования ИКТ в преподавании музыки, в частности, методики ...

Учитель - звучит гордо

Почему же общество перестала уважать учителей? Почему многие считают, что учителя работают на столько, сколько получают. Многие...

Обычная озлобленность раба

Между менеджером и тружеником никогда не будет понимания. И потому все, или почти все инициативы нашего правительства - бесплодн...

О ЕГЭ и его утопических последствиях

Что такое ЕГЭ? ЕГЭ - это то, что приводит к растлению малолетних путем привития новой психологии с помощью страхов. Ведь сдав ЕГ...

Методические приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществозна

Уже в течение нескольких лет учащиеся 11 классов сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Как сделать так, чтобы учащиеся чувствова...

Наше пьяное будущее

В этой статье я напишу о детском алкоголизме. Не секрет, что наши школьники пьют спиртное. И пьют много. Очень много

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Собираем первоклашку

News image

Собрать первоклашку в школу - дело не простое. Нужны новые одежда и обувь (ведь не может же он одеваться как малыш-дошкольник, правда?), тетрадки, р...