Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...



Минусы Модели-минус
Школа - Недостатки современной системы образования

минусы модели-минус

Трудно найти человека, который, посещая школу, хотя бы раз не услышал слова характеристика по своему или чужому адресу в конфликтном контексте. Не обсуждая пользы характеристик в традиционном понимании, затронем те стороны педагогической ситуации, которые позволяют развить идею характеристики до создания продуктивного проблемного пространства.

Вернемся к уже рассмотренной гипотезе - если ученик не смог приспособиться к условиям обучения, у него возникают трудности в учебе и как следствие - низкая успеваемость. Из опыта известно, что непродолжительного периода неудач достаточно для того, чтобы ребенка начали характеризовать как слабого, неспособного, отстающего ученика. Характеристика необязательно должна быть выдана в качестве документа. Существуют педконсилиумы и педсоветы, обсуждения в учительской и личные беседы для того, чтобы создалась модель конкретного неблагополучного ученика Х, которую разделяет большинство учителей. Впоследствии эта Модель-минус начинает служить ориентиром для планирования и осуществления педагогических действий в отношении конкретного ребенка.

Подразумеваемая польза Модели-минус - возможность загодя оснаститься для борьбы с грядущими трудностями, уготованными проблемным учеником. Не оспаривая позитивные моменты, на которых, вероятно, сфокусировано внимание сторонников такого подхода, обсудим его уязвимые аспекты.

Обладая бесспорной моделью, описывающей, кто же такой на самом деле ученик-неудачник Х, мы основываемся на фактах и свидетельствах, имеющих место в прошлом - он совершил то-то, поступил так-то, не явился туда-то и т.д. Как доказательство, что так оно и есть, приводится неопровержимый аргумент: и так было много раз . Здесь вступает в силу имеющее в образовательном контексте сомнительную пользу убеждение: Если он так вел себя в прошлом, то и в будущем он будет вести себя так же . Подобная стратегия лишает нас чувствительности к появляющимся позитивным изменениям, которые могут происходить с учеником Х.

Ребенок может даже волевым решением начать новую жизнь , но первые положительные результаты настолько малозаметны, что не могут его мотивировать продолжать начатое. Здесь самое место и время для поддержки со стороны учителя, которая станет источником ресурсов ученика, стремящегося стабилизировать позитивные изменения. В психологической науке существуют исследования, располагающие доказательствами, что начало любого дела требует мотивации значительно большей силы, чем продолжение этого дела. Попросту говоря, если человек дошел до середины пути, ему есть на что оглянуться и чем вдохновиться.

Рассуждая над этими идеями, Вам, как практику, будет легко припомнить случай, когда слабый ученик Х удивил вас своим ярким ответом. Сделать такой момент ключевым для начала изменений не под силу педагогам, руководствующимся Моделью-минус. Модель-минус предрасполагает воспринимать успехи ребенка как случайности, а неудачи - как подтвеждающие ожидания закономерности ( Я так и знал! ). Для этого феномена существует специальный термин самоподтвеждающееся пророчество .

В коммуникации мы получаем от других реакции на наше собственное поведение. Действия ученика-неудачника - это тоже реакция, фрагмент коммуникационной цепочки учитель=ученик , где учитель пользуется Моделью-минус. В экспериментальной психологии известен эффект Розенталя. Он проявляется в том, что экспериментатор, убежденный в обоснованности своей гипотезы, непроизвольно действует так, что получает фактическое ее подтверждение. Красноречивой иллюстрацией эффекта Розенталя послужил такой эксперимент. В начале учебного года учеников со средними показателями интеллектуального коэффициента случайным образом разделили на два класса. К концу учебного года разница между классами в показателях IQ составила двадцать пунктов. Сильная группа превзошла отстающую благодаря различиям характеристик, которые получили учителя перед работой в этих классах. Учитель успешного класса был заранее предупрежден, что в его класс отобраны талантливые дети. Учителя слабого класса предупредили, что он будет работать с интеллектуально неразвитыми учащимися.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Влияние гендерных различий на становление личности школьника

News image

Актуальность темы. Нельзя возродить мощь и авторитет России, занять достойное место в мировом сообществе, если не переломить нынешние неблагоприя...

Валеология в начальных классах на тему: Если хочешь быть здоровым

News image

Цели урока: Сформатировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни. Выделить компоненты здоровья человека. ...

Учителям:

Воспитать Человека

News image

За последнее время отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах жизни способствовало появлению ряда факторов, оказывающих отрицате...

Внедрение современных информационных технологий в образовательный проц

News image

Стремительное развитие информационных технологий и повседневное внедрение в обыденную жизнь компьютерной продукции (рекламных роликов, красочных и...

Открытый урок - Каков механизм влияния вина на развитие плода?

Здоровье новорождённых зависит от условий формирования половых клеток родителей, внутриутробного развития, течения родов и, нако...

Открытый урок - День Святого Валентина

Поймите меня правильно , я не против дня всех влюбленных, но... Последние годы в России набирает популярность празднование ка...

Наше пьяное будущее

В этой статье я напишу о детском алкоголизме. Не секрет, что наши школьники пьют спиртное. И пьют много. Очень много

Обычная озлобленность раба

Между менеджером и тружеником никогда не будет понимания. И потому все, или почти все инициативы нашего правительства - бесплодн...

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов

Для учащегося. 1.Формируются и отрабатываются: • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации • Навык...

Использование информационных технологий на уроках истории

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сфе...

Во время исполнения какого цикла пальцы с клавиш не снимаются

Если рикошет требуется исполнить несколько раз подряд, то после 4-й доли рука снимается, аккорд берется заново и начинается новы...

Руководитель - кто он?

- А как ваш директор? - О-о-о, наш директор – молодец, настоящий руководитель: ответственный, всегда подходит к работе с энту...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Производители ранцев

News image

Ранцы Herlitz. Herlitz – это немецкая фирма, специализирующаяся на школьных принадлежностях с 1904 года. Ранцы для первоклассников с ортопедической ...