Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...



Минусы Модели-минус
Школа - Недостатки современной системы образования

минусы модели-минус

Трудно найти человека, который, посещая школу, хотя бы раз не услышал слова характеристика по своему или чужому адресу в конфликтном контексте. Не обсуждая пользы характеристик в традиционном понимании, затронем те стороны педагогической ситуации, которые позволяют развить идею характеристики до создания продуктивного проблемного пространства.

Вернемся к уже рассмотренной гипотезе - если ученик не смог приспособиться к условиям обучения, у него возникают трудности в учебе и как следствие - низкая успеваемость. Из опыта известно, что непродолжительного периода неудач достаточно для того, чтобы ребенка начали характеризовать как слабого, неспособного, отстающего ученика. Характеристика необязательно должна быть выдана в качестве документа. Существуют педконсилиумы и педсоветы, обсуждения в учительской и личные беседы для того, чтобы создалась модель конкретного неблагополучного ученика Х, которую разделяет большинство учителей. Впоследствии эта Модель-минус начинает служить ориентиром для планирования и осуществления педагогических действий в отношении конкретного ребенка.

Подразумеваемая польза Модели-минус - возможность загодя оснаститься для борьбы с грядущими трудностями, уготованными проблемным учеником. Не оспаривая позитивные моменты, на которых, вероятно, сфокусировано внимание сторонников такого подхода, обсудим его уязвимые аспекты.

Обладая бесспорной моделью, описывающей, кто же такой на самом деле ученик-неудачник Х, мы основываемся на фактах и свидетельствах, имеющих место в прошлом - он совершил то-то, поступил так-то, не явился туда-то и т.д. Как доказательство, что так оно и есть, приводится неопровержимый аргумент: и так было много раз . Здесь вступает в силу имеющее в образовательном контексте сомнительную пользу убеждение: Если он так вел себя в прошлом, то и в будущем он будет вести себя так же . Подобная стратегия лишает нас чувствительности к появляющимся позитивным изменениям, которые могут происходить с учеником Х.

Ребенок может даже волевым решением начать новую жизнь , но первые положительные результаты настолько малозаметны, что не могут его мотивировать продолжать начатое. Здесь самое место и время для поддержки со стороны учителя, которая станет источником ресурсов ученика, стремящегося стабилизировать позитивные изменения. В психологической науке существуют исследования, располагающие доказательствами, что начало любого дела требует мотивации значительно большей силы, чем продолжение этого дела. Попросту говоря, если человек дошел до середины пути, ему есть на что оглянуться и чем вдохновиться.

Рассуждая над этими идеями, Вам, как практику, будет легко припомнить случай, когда слабый ученик Х удивил вас своим ярким ответом. Сделать такой момент ключевым для начала изменений не под силу педагогам, руководствующимся Моделью-минус. Модель-минус предрасполагает воспринимать успехи ребенка как случайности, а неудачи - как подтвеждающие ожидания закономерности ( Я так и знал! ). Для этого феномена существует специальный термин самоподтвеждающееся пророчество .

В коммуникации мы получаем от других реакции на наше собственное поведение. Действия ученика-неудачника - это тоже реакция, фрагмент коммуникационной цепочки учитель=ученик , где учитель пользуется Моделью-минус. В экспериментальной психологии известен эффект Розенталя. Он проявляется в том, что экспериментатор, убежденный в обоснованности своей гипотезы, непроизвольно действует так, что получает фактическое ее подтверждение. Красноречивой иллюстрацией эффекта Розенталя послужил такой эксперимент. В начале учебного года учеников со средними показателями интеллектуального коэффициента случайным образом разделили на два класса. К концу учебного года разница между классами в показателях IQ составила двадцать пунктов. Сильная группа превзошла отстающую благодаря различиям характеристик, которые получили учителя перед работой в этих классах. Учитель успешного класса был заранее предупрежден, что в его класс отобраны талантливые дети. Учителя слабого класса предупредили, что он будет работать с интеллектуально неразвитыми учащимися.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Алкоголизм – вреднейший пережиток!

News image

Здоровью враг, Источник зла и пыток! ХОД МЕРОПРИЯТИЯ ГОЛОС ЗА КАДРОМ (может быть ученик, читающий реп): Тебя не трогают уже чужие слезы и б...

The health planet

News image

Организация работы нашего дошкольного учреждения обуславливает вторую половину дня проводить в общении с детьми на иностранном языке, носителем кото...

Учителям:

Внедрение современных информационных технологий в образовательный проц

News image

Стремительное развитие информационных технологий и повседневное внедрение в обыденную жизнь компьютерной продукции (рекламных роликов, красочных и...

ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ADOBE

News image

Если тебе 25 и ты чувствуешь себя неуютно рядом с компьютером, то ты рискуешь оказаться на обочине жизни. Билл Гейтс В своей статье я хочу п...

Обязанности родителя

1.Создавать благоприятные условия для полноценного обучения ребёнка. 2.Контролировать надлежащее посещение ребёнком образоват...

Учителями славится Россия

Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять разумное, доброе...

О ЕГЭ и его утопических последствиях

Что такое ЕГЭ? ЕГЭ - это то, что приводит к растлению малолетних путем привития новой психологии с помощью страхов. Ведь сдав ЕГ...

Про мотивацию

По опыту могу сказать, что учащиеся активно занимаются проектной деятельностью, это вызывает у них большую заинтересованность и ...

При изучении нового материала и закрепления пройденного использую блок

Тема: «Что такое информация». В начале привожу примеры информации из разных областей знаний (неживая природа, биологические проц...

Видеоуроки, которые создаем сами

Без мультимедийных пособий скоро будет немыслимо ни одно занятие в школе, ни одна лекция в университете. Это утверждение вряд ли...

Директора школы уволили за высказывания об уме учеников

На портале Правда.ру наткнулся на интересную новость. Директора начальной школы в небольшом городе Литчфилд в штате Аризона ...

Учитель - звучит гордо

Почему же общество перестала уважать учителей? Почему многие считают, что учителя работают на столько, сколько получают. Многие...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Коллекция качественной школьной формы от Marks & Spencer

News image

Хотите купить недорого школьную форму, но ассортимент отечественных магазинов детской одежды не впечатляет ни качеством, ни возможностью подходящего...