Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


ПТУ спасут Россию
Школа - Особенности среднего образования

пту спасут россию

Выпускники школ идут в вузы, а не в ПТУ и техникумы. Но без специалистов нижнего и среднего звена, предупреждают представители бизнеса, экономика скоро встанет. Поэтому государство в экстренном порядке пытается реанимировать систему начального и среднего специального образования.

В среду в рамках Августовского интернет-педсовета прошла пресс-конференция, посвященная состоянию и перспективам начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования в 2007 году. Предмет обсуждения выглядел столь же виртуальным: по данным участников мероприятия, за последнее десятилетие система СПО сильно ослабилась, а НПО практически распалась. В результате, на российском рынке труда сложился серьезный перекос.

По данным министерства образования и науки, на каждые 10 тыс. населения страны приходятся сейчас 480 человек с высшим образованием, 176 человек со средним и только 108 с начальным специальным образованием. В то же время, по оперативным данным Роструда, от 60 до 80 % вакансий на рынке труда составляют именно рабочие профессии.

Особенно острой является нехватка высококвалифицированных рабочих кадров: средний возраст российского рабочего достиг 53–54 лет.

Прогнозы также неутешительны, отметили участники пресс-конференции. Выпуск специалистов с высшим образованием в ближайшие годы превысит потребность в 1,5 раза. Дефицит же специалистов со средним специальным образованием возрастет в 3 раза, а с начальным профессиональным – в 2 раза. Крупный бизнес начал опасаться, что уже в ближайшее время острый дефицит рабочих кадров станет тормозом развития российской экономики, о чем и проинформировал Владимира Путина. Тогда-то и стали думать, что делать с техникумами и ПТУ и как заставить их выпускать специалистов, востребованных экономикой.

Сделать это можно только при участии самого бизнеса, констатировали на пресс-конференции.

Однако полностью передавать систему НПО и СПО в ведение бизнеса государство не будет, заявила «Газете.Ru» начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Минобрнауки Вера Гринько.

Вместо этого государство собирается разделить с бизнесом ответственность за подготовку специалистов низшего и среднего звена. Бизнесу поручат разрабатывать профессиональные стандарты в интересных ему сферах, а также участвовать в разработке образовательных стандартов и в оценке деятельности образовательного учреждения. Кроме того, бизнес получит право оценивать знания и проводить аттестацию выпускников и педагогических кадров ПТУ и техникумов, а также участвовать в соуправлении ими, т. е. входить в попечительские, наблюдательные советы, отметила она.

Взять же на себя полную ответственность за подготовку специалистов с начальным и средним профобразованием бизнес не готов, констатируют в министерстве. Даже в разработке профстандартов и профессиональной политики до сих пор участвуют только крупные предприятия, подчеркнула Гринько.

Кстати, «отдаться» бизнесу полностью, как показала дискуссия, не хотят ни регионы, ни учебные заведения.

«Бизнес должен участвовать только в подготовке кадров через многоучредительство и льготное налогообложение. Отдавать все УНПО бизнесу нельзя»,– заявил «Газете.Ru» начальник отдела профессионального образования Минобраза Ростовской области Дмитрий Ушаков. «Замена профессионального образования профессиональной подготовкой только на предприятиях, – подчеркнул «Газете.Ru» Виктор Демин, – снизит интеллектуальный потенциал нации, ослабит единое образовательное пространство всех уровней образования».

Оставляя за собой систему НПО и СПО, государство, похоже не очень понимает, что с ней делать. Прежде всего, как показала дискуссия, сохраняется неясность в принципиальном вопросе – должно ли начальное профобразование давать заодно и полное среднее образование. С одной стороны, закон «Об образовании» предусматривает такую возможность.

Однако на практике, подчеркнул директор красногорского Оптико-электронного колледжа Виктор Демин, «многие блоки программ и учебных планов (НПО), присущие средней школе, не реализуются». В итоге же, отметил менеджер проекта Новосибирского госуниверситета Вадим Семенов, закон «Об образовании», гласящий, что полное общее среднее образование должно реализовываться в программе НПО и СПО, не выполняется, а «в системе образования сохраняются очковтирательство и липа». Что следует скорректировать, – закон или практику, – в Минобрнауки пока не определились. Там говорят лишь, что учреждения НПО и СПО и школа должны не конкурировать, а взаимодополнять друг друга.

Большинство же проблем начального и среднего профобразования связаны с их многолетним хроническим недофинансированием.

Решать их будут опробованным способом – превращением НПО и СПО в одно из направлений нацпроекта «Образование».

«Стратегическая задача проекта государственной поддержки ПТУ и техникумов, – заявила Гринько, – обеспечить «постепенное преодоление отставания в структуре, объеме и качестве подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена». Правда, как и остальные составные части нацпроекта «Образование», он не предусматривает подъема всей системы начального и среднего профобразования, а будет действовать «точечно», призналась она.

В 2007 году дополнительное финансирование получат лишь 60 победителей конкурса инновационных учреждений НПО и СПО, как это уже произошло с «самыми инновационными» школами и вузами. Им, по словам Гринько, «отведена роль ресурсных центров и «точек роста» для всей системы». При этом говорить о «цене вопроса», считают в Минобрнауки, пока рано. «Главное не сколько, а во что. Вкладывать без приоритетов бессмысленно»,– отметила Гринько.

Пока в министерстве приоритетами считают оснащение ПТУ и техникумов оборудованием (20–120 млн руб. на одну профессию или специальность), а также зарплату преподавателей и мастеров производственного обучения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реализация принципа духовно-нравственного воспитания в преподавании ку

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функци­ей которых является выра...

Учителями славится Россия

Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять разумное, доброе...

Реализация принципа интегрированного подхода в преподавании курса «Мир

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и ...

Учитель - звучит гордо

Почему же общество перестала уважать учителей? Почему многие считают, что учителя работают на столько, сколько получают. Многие...

Видеоуроки, которые создаем сами

Без мультимедийных пособий скоро будет немыслимо ни одно занятие в школе, ни одна лекция в университете. Это утверждение вряд ли...

Обычная озлобленность раба

Между менеджером и тружеником никогда не будет понимания. И потому все, или почти все инициативы нашего правительства - бесплодн...

Что дают занятия на компьютерах учащимся в МУПК?

Эти уроки - уроки творчества, т.к. они интегрируют все то, чем занимаются дети в МУПК: создают рисунки, творческие проекты, ре...

Внедрение современных информационных технологий в образовательный проц

Стремительное развитие информационных технологий и повседневное внедрение в обыденную жизнь компьютерной продукции (рекламных ...