Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...



ПТУ спасут Россию
Школа - Особенности среднего образования

пту спасут россию

Выпускники школ идут в вузы, а не в ПТУ и техникумы. Но без специалистов нижнего и среднего звена, предупреждают представители бизнеса, экономика скоро встанет. Поэтому государство в экстренном порядке пытается реанимировать систему начального и среднего специального образования.

В среду в рамках Августовского интернет-педсовета прошла пресс-конференция, посвященная состоянию и перспективам начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования в 2007 году. Предмет обсуждения выглядел столь же виртуальным: по данным участников мероприятия, за последнее десятилетие система СПО сильно ослабилась, а НПО практически распалась. В результате, на российском рынке труда сложился серьезный перекос.

По данным министерства образования и науки, на каждые 10 тыс. населения страны приходятся сейчас 480 человек с высшим образованием, 176 человек со средним и только 108 с начальным специальным образованием. В то же время, по оперативным данным Роструда, от 60 до 80 % вакансий на рынке труда составляют именно рабочие профессии.

Особенно острой является нехватка высококвалифицированных рабочих кадров: средний возраст российского рабочего достиг 53–54 лет.

Прогнозы также неутешительны, отметили участники пресс-конференции. Выпуск специалистов с высшим образованием в ближайшие годы превысит потребность в 1,5 раза. Дефицит же специалистов со средним специальным образованием возрастет в 3 раза, а с начальным профессиональным – в 2 раза. Крупный бизнес начал опасаться, что уже в ближайшее время острый дефицит рабочих кадров станет тормозом развития российской экономики, о чем и проинформировал Владимира Путина. Тогда-то и стали думать, что делать с техникумами и ПТУ и как заставить их выпускать специалистов, востребованных экономикой.

Сделать это можно только при участии самого бизнеса, констатировали на пресс-конференции.

Однако полностью передавать систему НПО и СПО в ведение бизнеса государство не будет, заявила «Газете.Ru» начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Минобрнауки Вера Гринько.

Вместо этого государство собирается разделить с бизнесом ответственность за подготовку специалистов низшего и среднего звена. Бизнесу поручат разрабатывать профессиональные стандарты в интересных ему сферах, а также участвовать в разработке образовательных стандартов и в оценке деятельности образовательного учреждения. Кроме того, бизнес получит право оценивать знания и проводить аттестацию выпускников и педагогических кадров ПТУ и техникумов, а также участвовать в соуправлении ими, т. е. входить в попечительские, наблюдательные советы, отметила она.

Взять же на себя полную ответственность за подготовку специалистов с начальным и средним профобразованием бизнес не готов, констатируют в министерстве. Даже в разработке профстандартов и профессиональной политики до сих пор участвуют только крупные предприятия, подчеркнула Гринько.

Кстати, «отдаться» бизнесу полностью, как показала дискуссия, не хотят ни регионы, ни учебные заведения.

«Бизнес должен участвовать только в подготовке кадров через многоучредительство и льготное налогообложение. Отдавать все УНПО бизнесу нельзя»,– заявил «Газете.Ru» начальник отдела профессионального образования Минобраза Ростовской области Дмитрий Ушаков. «Замена профессионального образования профессиональной подготовкой только на предприятиях, – подчеркнул «Газете.Ru» Виктор Демин, – снизит интеллектуальный потенциал нации, ослабит единое образовательное пространство всех уровней образования».

Оставляя за собой систему НПО и СПО, государство, похоже не очень понимает, что с ней делать. Прежде всего, как показала дискуссия, сохраняется неясность в принципиальном вопросе – должно ли начальное профобразование давать заодно и полное среднее образование. С одной стороны, закон «Об образовании» предусматривает такую возможность.

Однако на практике, подчеркнул директор красногорского Оптико-электронного колледжа Виктор Демин, «многие блоки программ и учебных планов (НПО), присущие средней школе, не реализуются». В итоге же, отметил менеджер проекта Новосибирского госуниверситета Вадим Семенов, закон «Об образовании», гласящий, что полное общее среднее образование должно реализовываться в программе НПО и СПО, не выполняется, а «в системе образования сохраняются очковтирательство и липа». Что следует скорректировать, – закон или практику, – в Минобрнауки пока не определились. Там говорят лишь, что учреждения НПО и СПО и школа должны не конкурировать, а взаимодополнять друг друга.

Большинство же проблем начального и среднего профобразования связаны с их многолетним хроническим недофинансированием.

Решать их будут опробованным способом – превращением НПО и СПО в одно из направлений нацпроекта «Образование».

«Стратегическая задача проекта государственной поддержки ПТУ и техникумов, – заявила Гринько, – обеспечить «постепенное преодоление отставания в структуре, объеме и качестве подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена». Правда, как и остальные составные части нацпроекта «Образование», он не предусматривает подъема всей системы начального и среднего профобразования, а будет действовать «точечно», призналась она.

В 2007 году дополнительное финансирование получат лишь 60 победителей конкурса инновационных учреждений НПО и СПО, как это уже произошло с «самыми инновационными» школами и вузами. Им, по словам Гринько, «отведена роль ресурсных центров и «точек роста» для всей системы». При этом говорить о «цене вопроса», считают в Минобрнауки, пока рано. «Главное не сколько, а во что. Вкладывать без приоритетов бессмысленно»,– отметила Гринько.

Пока в министерстве приоритетами считают оснащение ПТУ и техникумов оборудованием (20–120 млн руб. на одну профессию или специальность), а также зарплату преподавателей и мастеров производственного обучения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ

Каждый год, когда нарядные первоклассники с букетами ярких цветов начинают свое путешествие в «страну знаний», задумываемся ли м...

Руководитель - кто он?

- А как ваш директор? - О-о-о, наш директор – молодец, настоящий руководитель: ответственный, всегда подходит к работе с энту...

Информационная культура

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уров...

Заброшенные школы

Недавно наткнулся на один интересный блог. Ведут его, как я понял, ребята лет двадцати с небольшим, которые занимаются фотографи...

Кто виноват?

Век цивилизации, прогресса, атома и реактивных самолетов… Современному подростку доступны мировые источники информации. Поч...

Что дают занятия на компьютерах учащимся в МУПК?

Эти уроки - уроки творчества, т.к. они интегрируют все то, чем занимаются дети в МУПК: создают рисунки, творческие проекты, ре...

Информационно-коммуникационные технологии в преподавании музыки: Вирту

В Методическом пособии рассматриваются вопросы теории и практики использования ИКТ в преподавании музыки, в частности, методики ...

Открытый урок - Наркомания - что это?

Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутриве...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Правильное размещение вещей в ранце

News image

Но и складывать в портфель первоклассника дорогие письменные принадлежности, приобретенные в магазине товаров для офиса, тоже не следует. Прежде все...