Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...



ПТУ спасут Россию
Школа - Особенности среднего образования

пту спасут россию

Выпускники школ идут в вузы, а не в ПТУ и техникумы. Но без специалистов нижнего и среднего звена, предупреждают представители бизнеса, экономика скоро встанет. Поэтому государство в экстренном порядке пытается реанимировать систему начального и среднего специального образования.

В среду в рамках Августовского интернет-педсовета прошла пресс-конференция, посвященная состоянию и перспективам начального (НПО) и среднего (СПО) профессионального образования в 2007 году. Предмет обсуждения выглядел столь же виртуальным: по данным участников мероприятия, за последнее десятилетие система СПО сильно ослабилась, а НПО практически распалась. В результате, на российском рынке труда сложился серьезный перекос.

По данным министерства образования и науки, на каждые 10 тыс. населения страны приходятся сейчас 480 человек с высшим образованием, 176 человек со средним и только 108 с начальным специальным образованием. В то же время, по оперативным данным Роструда, от 60 до 80 % вакансий на рынке труда составляют именно рабочие профессии.

Особенно острой является нехватка высококвалифицированных рабочих кадров: средний возраст российского рабочего достиг 53–54 лет.

Прогнозы также неутешительны, отметили участники пресс-конференции. Выпуск специалистов с высшим образованием в ближайшие годы превысит потребность в 1,5 раза. Дефицит же специалистов со средним специальным образованием возрастет в 3 раза, а с начальным профессиональным – в 2 раза. Крупный бизнес начал опасаться, что уже в ближайшее время острый дефицит рабочих кадров станет тормозом развития российской экономики, о чем и проинформировал Владимира Путина. Тогда-то и стали думать, что делать с техникумами и ПТУ и как заставить их выпускать специалистов, востребованных экономикой.

Сделать это можно только при участии самого бизнеса, констатировали на пресс-конференции.

Однако полностью передавать систему НПО и СПО в ведение бизнеса государство не будет, заявила «Газете.Ru» начальник отдела нормативно-методического обеспечения развития структуры, содержания, технологий и кадров профессионального образования Минобрнауки Вера Гринько.

Вместо этого государство собирается разделить с бизнесом ответственность за подготовку специалистов низшего и среднего звена. Бизнесу поручат разрабатывать профессиональные стандарты в интересных ему сферах, а также участвовать в разработке образовательных стандартов и в оценке деятельности образовательного учреждения. Кроме того, бизнес получит право оценивать знания и проводить аттестацию выпускников и педагогических кадров ПТУ и техникумов, а также участвовать в соуправлении ими, т. е. входить в попечительские, наблюдательные советы, отметила она.

Взять же на себя полную ответственность за подготовку специалистов с начальным и средним профобразованием бизнес не готов, констатируют в министерстве. Даже в разработке профстандартов и профессиональной политики до сих пор участвуют только крупные предприятия, подчеркнула Гринько.

Кстати, «отдаться» бизнесу полностью, как показала дискуссия, не хотят ни регионы, ни учебные заведения.

«Бизнес должен участвовать только в подготовке кадров через многоучредительство и льготное налогообложение. Отдавать все УНПО бизнесу нельзя»,– заявил «Газете.Ru» начальник отдела профессионального образования Минобраза Ростовской области Дмитрий Ушаков. «Замена профессионального образования профессиональной подготовкой только на предприятиях, – подчеркнул «Газете.Ru» Виктор Демин, – снизит интеллектуальный потенциал нации, ослабит единое образовательное пространство всех уровней образования».

Оставляя за собой систему НПО и СПО, государство, похоже не очень понимает, что с ней делать. Прежде всего, как показала дискуссия, сохраняется неясность в принципиальном вопросе – должно ли начальное профобразование давать заодно и полное среднее образование. С одной стороны, закон «Об образовании» предусматривает такую возможность.

Однако на практике, подчеркнул директор красногорского Оптико-электронного колледжа Виктор Демин, «многие блоки программ и учебных планов (НПО), присущие средней школе, не реализуются». В итоге же, отметил менеджер проекта Новосибирского госуниверситета Вадим Семенов, закон «Об образовании», гласящий, что полное общее среднее образование должно реализовываться в программе НПО и СПО, не выполняется, а «в системе образования сохраняются очковтирательство и липа». Что следует скорректировать, – закон или практику, – в Минобрнауки пока не определились. Там говорят лишь, что учреждения НПО и СПО и школа должны не конкурировать, а взаимодополнять друг друга.

Большинство же проблем начального и среднего профобразования связаны с их многолетним хроническим недофинансированием.

Решать их будут опробованным способом – превращением НПО и СПО в одно из направлений нацпроекта «Образование».

«Стратегическая задача проекта государственной поддержки ПТУ и техникумов, – заявила Гринько, – обеспечить «постепенное преодоление отставания в структуре, объеме и качестве подготовленных квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена». Правда, как и остальные составные части нацпроекта «Образование», он не предусматривает подъема всей системы начального и среднего профобразования, а будет действовать «точечно», призналась она.

В 2007 году дополнительное финансирование получат лишь 60 победителей конкурса инновационных учреждений НПО и СПО, как это уже произошло с «самыми инновационными» школами и вузами. Им, по словам Гринько, «отведена роль ресурсных центров и «точек роста» для всей системы». При этом говорить о «цене вопроса», считают в Минобрнауки, пока рано. «Главное не сколько, а во что. Вкладывать без приоритетов бессмысленно»,– отметила Гринько.

Пока в министерстве приоритетами считают оснащение ПТУ и техникумов оборудованием (20–120 млн руб. на одну профессию или специальность), а также зарплату преподавателей и мастеров производственного обучения.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О ЕГЭ и его утопических последствиях

Что такое ЕГЭ? ЕГЭ - это то, что приводит к растлению малолетних путем привития новой психологии с помощью страхов. Ведь сдав ЕГ...

Игровая технология на уроках географии

Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не ...

Дифференцированные домашние задания

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного...

О толерантности

В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способству...

О использовании интерактивной доски

1 Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доск...

Преступность и наркотики

Но одна из главных причин развития наркомании в России - наркомафия. Ни для кого не секрет, что продажа и производство наркоти...

Реализация принципа интегрированного подхода в преподавании курса «Мир

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и ...

За что заплатят педагоги?

Как сообщает ИА «Атмосфера», Министерство образования и науки разработало новый законопроект, который предусматривает различные ...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Школьный костюм

News image

Итак, приготовьтесь к тому, что на проводы ребенка в школу уйдет около 5 000 до 6500 рублей, если покупать не самые дорогие, но и не самые дешевые в...