Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Особенности среднего образования Штайнеровские (вальдорфские) школы

Штайнеровские (вальдорфские) школы
Школа - Особенности среднего образования

штайнеровские (вальдорфские) школы

Наряду с традиционными средними учебными заведениями, на сегодняшний день по всему миру работает около 600 так называемых штайнеровских (вальдорфских) школ, руководствующихся принципами штайнеровской педагогики. Что же это за школы и как там учат детей?

Первую такую школу открыл Рудольф Штайнер, отчего она и получила своё имя. Это произошло в Штутгарте в 1919 году. Школа предназначалась для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Отсюда и пошло второе имя для школ этого направления – вальдорфские. Оба названия используются по сей день.

Штайнеровские школы не могли существовать в условиях тоталитарного режима, поскольку не соответствовали его идеологии. Так, в Германии после прихода ко власти национал-социалистов эти учебные заведения были закрыты. Их возрождение началось уже после Второй мировой войны, особенно в 60-х годах.

Движение за их открытие охватило много стран мира. Штайнеровская педагогика получила такое широкое распространение потому, что это одно из немногих направлений, имеющих много общего в совершенно разных странах, отличающихся своими национальными и культурными традициями. В СССР о штайнеровских школах заговорили только после 1989 года. Сегодня эти учебные заведения представляют собой единую мировую систему.

Структура и принципы обучения

В штайнеровских школах обучение длится 11 лет и обычно делится на три ступени: до 9 лет, до 12 лет и до выпуска. На начальной ступени детям подают материал медленно, используя разнообразные образные формы. Одна из характерных черт таких школ – до 8 класса все предметы преподаёт один учитель, прошедший обучение в Вальдорфском центре. Наполняемость классов – до 30 человек.

Школьники проходят предметы так называемыми эпохами: на протяжении 3-4 недель один и тот же предмет даётся на первых уроках каждый день. Потом в его преподавании делается пауза, и таким же образом школьники слушают курс другого предмета.

Дети самостоятельно оформляют тетради и ведут в них необходимые записи по эпохам. Учебники практически не используются.

В школах этой педагогической системы не ставят оценок. Здесь итоги подводят под конец каждого учебного года: классный руководитель составляет подробную психолого-педагогическую характеристику на каждого из своих подопечных. Экзамены дети сдают по окончании 8 класса, потом – выпускные.

Уроки трудового обучения здесь очень важны. Примечательно, что самыми разнообразными навыками овладевают как девочки, так и мальчики: это может быть и вязание, и индустриальный труд, и цикл сельхозработ. Таким образом, после штайнеровской школы дети оказываются подготовленными к самым различным жизненным ситуациям, независимо от пола.

Также особое внимание уделяется художественным дисциплинам, и к старшим классам количество часов, отведённых на них, только возрастает. Здесь дети учатся живописи, скульптуре, драматическому искусству, игре на различных музыкальных инструментах. Музыкальные способности считаются очень важными, поэтому учителя активно развивают их в детях ежедневно: ученики на занятиях много поют и имеют свободный доступ к музыкальным инструментам – флейте, лире, ксилофону и т.д.

Классный руководитель – ключевое звено в системе обучения. Он преподаёт своим подопечным все предметы вплоть до 8 класса. Этот учитель не работает по жёсткому плану, однако самостоятельно разрабатывает планы уроков по всем предметам, составляет полную характеристику на каждого ученика.

Кроме важной роли классного руководителя, большое внимание в штайнеровских школах уделяется контакту с родителями. Совместно с ними в школах огранизовываются праздники, спектакли, походы.

Результаты

Штайнеровская педагогика показывает хорошие результаты. Об этом свидетельствуют многочисленные опросы и исследования. Например, в Финляндии средний экзаменационный балл у выпускников таких школ выше, чем в среднем по стране. Впоследствии среди таких детей, согласно статистическим данным, очень мало безработных. Таким образом, дети, воспитанные по этой схеме, лучше других приспособлены к жизни и не имеют трудностей с устройством на работу и адаптацией в мире взрослых.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Внедрение современных информационных технологий в образовательный проц

Стремительное развитие информационных технологий и повседневное внедрение в обыденную жизнь компьютерной продукции (рекламных ...

Учебник и его электронная версия: кто кого?

Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебно...

Руководство в школе

Внедрение новых технологий в общеобразовательный процесс - это веяние времени, движение вперёд. Но не многие директора понимают ...

О толерантности

В последние годы все активнее навязывается нам некая «толерантность» как тип поведения современного человека, который способству...

Заброшенные школы

Недавно наткнулся на один интересный блог. Ведут его, как я понял, ребята лет двадцати с небольшим, которые занимаются фотографи...

Чтобы учеба была успешной

Основная цель обучения информатике в школе – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Указанная цель достига...

Реализация принципа духовно-нравственного воспитания в преподавании ку

В мире существует около двух тысяч различных наук как сфер приложения человеческой деятельности, функци­ей которых является выра...

Размышления о чувстве слова

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не с...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Советы Американской академии педиатрии

News image

· определитесь с размером ранца - никогда не стоит покупать ранец на вырост , который вмещает в два раза больше чем нужно. Такая покупка никогда н...