Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Почётное звание - Учитель Народный учитель СССР Лысенкова С.Н

Народный учитель СССР Лысенкова С.Н
Школа - Почётное звание - Учитель

народный учитель ссср лысенкова с.н

Софья Николаевна Лысенкова в 1981 г. получила звание заслуженного учителя, в 1990-м – народного, а в 1999-м была удостоена медали Ушинского.

Софья Николаевна Лысенкова учит детей без разделения на классы для умных и дураков и всегда опережает программу

Педагогический стаж учителя-новатора Софьи Николаевны Лысенковой перевалил за пятьдесят, тридцать из которых она пропагандирует свою методику. В 1981 году она получила звание заслуженного учителя, в 1990 - народного, а в 1999 была удостоена медали Ушинского

Идем на обгон

Любой, кто слышал об открытиях Софьи Николаевны Лысенковой, наверняка знает, что с одним своим классом она прошла программу начальной школы за три года вместо четырех, с другим - за два вместо трех. Эка невидаль, зевнет читатель, теперь в лицеях да гимназиях в седьмом классе изучают элементы комбинаторики и дифференциальных исчислений. Да, есть такое дело. Изучают. И призовые места на международных олимпиадах берут. Только Лысенкова преподает не в лицее и не в гимназии, а в самой обычной массовой школе, и далеко не все из ее учеников выдержали бы конкурс в класс с углубленным изучением чего-нибудь престижного. А программу тем не менее опережают все.

Коротко педагогическое открытие народного учителя Софьи Николаевны Лысенковой называется опережающим обучением. Но это не гонка вперед любыми средствами. Не шесть часов на учебную тему вместо положенных восьми, а как раз наоборот - значительное увеличение времени на прохождение темы, которая обычно встречает хотя бы у части детей стойкое непонимание. “А! - смекнет догадливый читатель, - должно быть, Софья Николаевна трудится в классе коррекции! Что ж, честь ей и хвала”. Ни в коем разе. Классы коррекции Лысенкова считает преступлением против детей. “Тогда, - сделает естественный вывод читатель, - после уроков остаются на дополнительные занятия”. Опять не угадали! Никаких дополнительных занятий у Лысенковой не бывает в принципе: она принадлежит к числу тех педагогов-новаторов, которые на заре перестройки написали манифест “Педагогики сотрудничества”, а среди многих положений этого документа было и такое: время после уроков принадлежит детям. Покушаться на него учителя не имеют права. Ученики Лысенковой домашними заданиями не задавлены, у них есть время на спортивные секции, курсы и кружки по интересам.

”Ну, тогда рассказывайте, что там у вас за чудеса”, - наконец согласится читатель. А мы только того и ждали.

Бойль и Мариотт отечественной педагогики

Когда дети впервые перешагивают порог школы, они горят желанием учиться. И учатся. Поначалу им очень нравится учиться. Это всем известно. Только почему-то упускается из виду одно немаловажное обстоятельство: им нравится хорошо учиться. В смысле - успешно. А для Лысенковой это закон: важны не просто знания, а и тот путь, который к ним ведет. По ее мнению, надо, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. Чтобы учился легко и радостно. Тогда не возникнет перегрузок - тех самых, с которыми сейчас начата борьба аж на государственном уровне.

Кстати о перегрузках. У Лысенковой по этому поводу вопрос: пять уроков - не перегрузка, а шесть - перегрузка? А разве ребенку все равно, что происходит на этих уроках? Ведь нервная перегрузка может наступить и от одного урока, если на нем получишь двойку или разнос. Если все успели, а ты не успел. Если все решали, а ты не знал как. И пытался посмотреть, что делает сосед, а тот закрывался…

Софья Николаевна старается уберечь своих учеников именно от таких перегрузок. И у нее получается. Впрочем, пятые (не говоря уж о шестых) уроки для своих маленьких учеников она считает лишними.

Все задания, которые дает на уроках Лысенкова, ни для кого из ее учеников не оказываются непосильными, поэтому-то с каждым из своих классов она и успевает пройти программу начальной школы на год раньше положенного срока.

Первая составляющая метода опережающего обучения - комментированное письмо, когда один из учеников (а поначалу все вместе) вслух произносит все, что делает. С объяснением применяемых правил. Например: “Пишу “Саша”, первая буква заглавная, имена собственные пишутся с заглавной буквы. Делаю пропуск. Слова в предложении пишутся отдельно…” День за днем из урока в урок работа сопровождается повторением правил. Хочешь не хочешь, а запомнишь.

Вторая составляющая опережающего обучения - опорные схемы. Они развешаны по стенам. Софья Николаевна Лысенкова и Владимир Федорович Шаталов независимо друг от друга изобрели этот способ организации мыслительной деятельности почти одновременно. Как в свое время англичанин Р.Бойль и француз Э.Мариотт открыли закон соотношения объема и давления газа, названный законом Бойля-Мариотта. И способ работает, потому что организует память.

Нелинейная учеба

На опорную схему можно смотреть, когда отвечаешь у доски, - оценку не снизят. Наоборот, считает Софья Николаевна, пускай она помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти. И время экономится: ждать, пока ребенок вспомнит правило, сообразит, как его применить и, наконец, что-то скажет, уже не надо. Сэкономленные минуты складываются в часы, которые Софья Николаевна использует, чтобы познакомить своих подопечных с трудными темами близкого или далекого будущего. Например, на тему склонение имен существительных в третьем классе положено 50 часов. И все равно всегда находятся дети, которым и этих часов бывает недостаточно. У Лысенковой на нее - 150 часов. Откуда же они берутся?

Склонение существительных она начинает намного раньше, чем положено по программе. И на каждом уроке отводит этой теме буквально по несколько минут. Потихоньку, не спеша, маленькими дозами. Так что дети успевают привыкнуть к новому задолго до того, как надо будет приступать к нему по программе. А в положенные по программе часы идет только обобщение - тему ведь все дети уже освоили! Значит, можно без опаски спрашивать любого - справится. Поэтому на уроке никто не прячется за чужими спинами, и контрольная особых проблем не вызывает.

Или, допустим, сложение и вычитание с переходом через десяток. По программе на них отводится 5 часов. А учителя старших классов стонут - не выработан навык! Лысенкова к этой теме подбирается 60(!) часов, так что потом программных пяти оказывается даже много. Результат - экономия. На одном предмете сэкономили время, на другом, на третьем - а в сумме удается выйти на опережение. Учебный год с семилетками Софья Николаевна заканчивает до 1 апреля. И тут наступает время подготовки к самым сложным темам следующего года.

Из привычной линейной последовательности изложения программы своей методикой опережающего обучения Лысенкова строит как бы ломаную из наложенных друг на друга тем. Это позволяет растянуть время изучения трудных тем и связать между собой программы разных лет обучения.

И все-таки у каждого своя высота

Как уже было сказано, в классе Софьи Николаевны дети не отобранные, а разные. Сильные и слабые, способные и не очень. Волей случая оказавшиеся вместе. Поэтому, чтобы сильные не заскучали, а слабые не отставали, задания даются с учетом способностей. Ничего не поделаешь: у каждого своя высота, своя точка отсчета. Но при этом в классе не бывает ситуаций, чтобы знания-умения-навыки какого-то ученика оказались ниже планки, заданной школьной программой.

Ну а способным-то на уроках, где вслух повторяют все, что делают, не скучно? Нет, не скучно. Потому Лысенкова успевает показать далекую перспективу - на несколько тем (а то и на год) вперед. Умные и способные ухватят что-то из далекого далека, а когда до него дойдет весь класс, начнут бойко отвечать (то есть опять-таки повторять вслух) то, с чем большая часть младшей школьной молодежи еще не разобралась. И благодаря этому весь класс продвинется вперед. Но каждый в своем темпе. Вот и получается, что Софья Лысенкова придумала, как учить, не выталкивая слабых и не задерживая сильных. Без отбора, отсева и процента неуспевающих.

Тот год, что Софье Николаевне удается сэкономить в начальной школе, у детей никто не отбирает. Он вроде приданого. В пятом классе на столах у детей учебники шестого, в шестом - седьмого и так далее. Но Софья Николаевна против того, чтобы ее класс после начальной школы сразу называли шестым - настаивает, чтобы считалось, что дети учатся в пятом, но по программе шестого. Кто-то и до окончания сможет двигаться в опережающем темпе, сдаст выпускные экзамены, когда отучится в десятом классе по одиннадцатому. А кому-то сэкономленный год пригодится, чтобы спокойно освоить программы старших классов, и он с полным правом сможет учиться в своем законном одиннадцатом.

Методика технологична и хорошо инструментирована. Перенимай - не хочу. Это, конечно, шутка - желающих перенять, хоть отбавляй. Особенно среди тех, кто видит, как энергично Лысенкова работает, имея за плечами пятидесятилетний учительский стаж.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Размышления о чувстве слова

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не с...

Информационная культура

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уров...

Заброшенные школы

Недавно наткнулся на один интересный блог. Ведут его, как я понял, ребята лет двадцати с небольшим, которые занимаются фотографи...

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни...

Немного о них... мужчинах в школе

В древние времена педагогом называли раба, который ухаживал за детьми, и им был именно мужчина. Прообраз сегодняшних преподавате...

Кто виноват?

Век цивилизации, прогресса, атома и реактивных самолетов… Современному подростку доступны мировые источники информации. Поч...

Из истории школьных медалей

В России до 1917 награждение медалями За успехи в учении производилось на основе Устава гимназии (1828). Золотые и серебряны...

Критерии информационной культуры человека

· умение адекватно формулировать свою потребность в информации; · эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей с...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Производители ранцев

News image

Ранцы Herlitz. Herlitz – это немецкая фирма, специализирующаяся на школьных принадлежностях с 1904 года. Ранцы для первоклассников с ортопедической ...