Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...

Главная Школьная жизнь Как это было? Школа пятидесятых

Как это было? Школа пятидесятых
Школа - Школьная жизнь

как это было? школа пятидесятых

Отзвенели последние звонки в школах, уже близок день выпускного бала. В эти дни, я уверена, многие вспоминают свою юность, свой выпускной вечер – и те, кто совсем недавно расстался с детством, и те, у кого уже внуки окончили школу. Разные это воспоминания и впечатления, у кого светлые, добрые, у кого не очень. А мне захотелось рассказать о своей школе, которая для меня, да и многих моих школьных товарищей, на всю жизнь осталась в памяти, как путеводная звезда. Не было в моей жизни дня, чтобы я с благодарностью не вспомнила свою школу и учителей!

В этом году нашей средней школе № 1 города Нарьян-Мара исполнилось 75 лет со дня основания, и 70 лет первого выпуска: тогда пять парней и 2 девушки получили аттестаты зрелости. Второй выпуск был немного больше первого, а третий – уже 21 воспитанник. Конечно, более половины выпускников предвоенных и военных лет погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Но те, кто остался жив, уже после Победы получили высшее образование, стали инженерами, геологами, учителями, занимали важные государственные посты. Школьный музей, открытый в апреле 1987 года, в дни празднования 50-летия первого выпуска, бережно собирает и хранит сведения обо всех своих питомцах.

До 1953 года школа имела по одному выпускному классу – 20-25 учеников. Но рос город, «росла» и наша школа. В 1957 году в школе было 4 десятых класса, 100 выпускников! Наша школа – ровесница города, административного центра Ненецкого автономного округа. Про Нарьян-Мар, конечно, все слышали, благодаря модной одно время песне: «Нарьян-Мар, мой Нарьян-Мар, городок не велик и не мал, у Печоры, у реки, где живут оленеводы и рыбачат рыбаки…». Сейчас в Нарьян-Маре проживает около 20 тысяч человек, а 50 лет назад, когда мы заканчивали 10-й класс, в городе было всего 12 тысяч жителей. У нашей средней школы не было даже номера, она была одна на город. Вначале школа размещалась в небольшом одноэтажном доме, а в 1940 году получила новое двухэтажное, в котором мы учились. В 1995-м году первая средняя переехала в современное трехэтажное, специально построенное здание. Но мы, по привычке, когда приезжаем в родной город, идем в свою старую школу, где прошли наши лучшие детские годы.

Я по сей день не перестаю удивляться – как в маленьком заполярном городке, «в далекой тундре, на краю земли…», в трудные военные и послевоенные годы в нашей школе учили настолько хорошо, что большинство выпускников без особого труда поступали в институты и университеты Москвы, Ленинграда, Архангельска, Вологды и других городов СССР. Конечно, это заслуга и труд учителей и директора школы. 17 лет, с 1941 по 1958 годы, то есть все время моей учебы, школу возглавляла Ирина Алексеевна Елисеева – светлая ей память, давно ее уже нет в живых. Всегда опрятная, подтянутая, в строгой одежде, в пенсне, с тихим голосом. Ее уважали, и даже немного побаивались все, и ученики и учителя. Ирина Алексеевна родилась в конце 19-го века, гимназию окончила еще до революции. Может быть, что-то от тех времен она перенесла и в нашу школу. За долголетний труд Ирина Алексеевна была награждена орденами «Знак почета» и «Трудового Красного знамени», несколькими медалями.

Дисциплина в школе, особенно если судить с современных позиций, была строгая. Никто не пропускал уроков без уважительной причины, не опаздывал в класс. У нас практически до 8 класса не было школьной формы – из-за бедности, конечно. Семьи были в основном многодетные. В нашем классе из 25 учеников было только две девочки, у которых не было ни сестер, ни братьев. А 5, 6, 8, и даже 10 детей – почти в каждой семье. Но обязательный черный фартук у девочек в будни, белый в праздники, с любым темным платьицем, только простые чулочки вплоть до выпускного бала, никаких фильдеперсовых или шелковых, только косички, или гладкая стрижка, без «хвостов» и завивок. И никого это не ущемляло! Мальчики носили любые рубашки в будни, а на праздник всегда надевали светлую. Главное требование – быть чистыми! А жили мы без всяких современных удобств, тогда в нашем городе не было благоустроенных домов вообще!

Наша школа учила нас трудолюбию и коллективизму, взаимопомощи, умению дружить, честности, любви к своему городу и Родине. Нам часто повторяли пословицы: «Без труда не вынешь рыбку из пруда», и «Труд кормит, а лень портит». Как надо работать, учителя показывали своим примером. Школа отапливалась дровами, в классах стояли печи. Дров на учебный год нужно было огромное количество, учитывая суровый заполярный климат. Осенью в школьный двор привозили несколько машин бревен. На «субботники» (в любой день после уроков) выходили все. Учителя и старшеклассники пилили и кололи дрова, обычной двуручной пилой и топором, младшие носили их и складывали в поленницы. Никто не отлынивал! Топили печи уборщицы, у нас их называли нянечками, но дрова в класс заносили дежурные мальчики.

Водопровода не было, раз в день к школе подвозили воду в большой бочке на лошади, и мальчики с удовольствием носили ее ведрами в школьный бак. По весне, а она наступает на Севере в июне, около школы сажали деревья, которые приносили из лесотундры, в основном иву и березку. Сажали каждую весну, так как не все приживалось. И всегда с нами рядом были учителя. У школы был великолепно ухоженный пришкольный опытный участок (они тогда были у большинства школ, не только сельских), созданный трудами учительницы биологии. На нем с удовольствием работали ребята – юннаты, выращивали хорошие урожаи картофеля, морковь, капусту, ставили опыты. Это в тундре-то! Школа даже бывала участницей ВДНХ, имела награды.

С искренней благодарностью вспоминаем мы учителей русского языка и литературы, которые не только научили грамотно писать, но и привили любовь к литературе. Сколько стихов задавали нам учить наизусть! И правильно, что задавали, стихи развивают память. «Евгения Онегина» чуть не всего наизусть знали, лирику Пушкина и Лермонтова, басни Крылова, поэмы Маяковского, Твардовского и т.д. До сих пор помню всю «Песню о Буревестнике» А. М. Горького, такое она произвела на меня впечатление!

В нашем городе не было театра, а школьный драмкружок под руководством словесников ставил спектакли, и часто педагоги выступали в роли актеров наравне с учениками. Актового зала у нас не было, использовали для всех вечеров физкультурный. Сцена была разборной, устанавливали ее старшеклассники перед спектаклем, занавес натягивали на проволоку от стенки до стенки. Зрителей всегда было достаточно, иногда приходили и гости из семилетней и из ненецкой школы-интерната. В общем, школа была для нас не только учебным заведением, но и очагом культуры, вторым домом.

Замечательной была в нашей школе учительница физики! Пятерку у нее получить было невероятно трудно. Она давала нам не только теоретические знания по этой сложнейшей из наук, но и учила практическим навыкам. Собирали разные приборы, делали опыты, даже какие-то радиоприемники – кабинет физики был неплохо оборудован. Я без труда могу починить утюг, поставить или отремонтировать выключатель или розетку.

Да, не всегда и не все было легко и понятно, но никому в голову не могло прийти канючить отметку выше той, что заслужил. Много проблем было с математикой, как правило, именно по математике больше всего неуспевающих. Запомнилось, что много внимания уделялось устному счету, практически на каждом уроке 5-7 минут решали устно разные примеры, ведь это тоже тренировка памяти и внимания.

С отстающими школьниками учителя занимались после уроков, причем совершенно бесплатно. Получил двойку, не выучил урок – оставайся после занятий, учи, учитель будет рядом. Это теперь родители вынуждены платить огромные суммы репетиторам, если ребенок что-то не смог усвоить в классе. В классах была взаимопомощь, к отстающим «прикрепляли» отличника, порой этого было достаточно.

Мощным стимулом были ежегодные, с 4-го класса, переводные экзамены. Готовились к ним заранее, все сообща. Повторяли материал по билетам, даже разыгрывали экзамен с одноклассниками. Все знали, не сдашь весной, оставят на осень, будешь летом заниматься. А если и осенью потерпишь неудачу – оставят на второй год. Этого подавляющее большинство стыдилось, кому приятно выглядеть переростком, учиться с теми, кто младше тебя.

Очень много внимания уделялось в школе физкультуре и спорту. Зима в Заполярье долгая, снежная, все бегали на лыжах. Конечно, у большинства детей своих лыж не было, на урок выдавали школьные. Были они не лучшего качества, с мягкими креплениями, надевались на валенки, но рады были и таким. Тем, кто выполнял норму первого или второго разряда давали лыжи с ботинками и жесткими креплениями, это было мечтой каждого!

Чтобы все успели пробежать кросс и покататься, в зимнее время уроки физкультуры были сдвоенными, т.е. раз в неделю, но два часа сразу. Осенью и весной уроки проводили в зале, и по канату лазили, и через «козла» и «коня», прыгали, и гимнастикой занимались. Тогда модно было живые «пирамиды» делать, с элементами акробатики, учителя физкультуры на уроке готовили нас к выступлениям.

В большой чести был волейбол. Играли по воскресеньям, иногда даже без преподавателя. В школе нам доверяли. Были активисты среди ребят, члены общешкольного комитета комсомола и учкома (ученического комитета). Вот кто-то из них в воскресенье шел к директору, она жила в квартире при школе, просили ключ от зала и разрешения поиграть в волейбол. Отказа никогда не было. И никаких инцидентов не возникало тоже.

Был в школе хор старшеклассников, созданный учителем географии, прекрасно игравшим на аккордеоне. Ходили петь с удовольствием, пели на несколько голосов, всем очень нравилось. Особенно красиво звучали песни «Вечерний звон» и «Летите, голуби, летите». Выступали с концертами не только на школьных вечерах, но и в Доме культуры, на избирательных участках во время выборов, даже ездили в соседние деревни.

Вообще, самодеятельность была очень развита, так как каждый класс, с 8-го по 10-й, должен был в течение года организовать и провести по одному, а то и два школьных вечера. В начале учебного года комитет комсомола составлял план школьных мероприятий и распределял по классам. А в конце года уже подводились итоги и определялись лучшие. Принцип соревнования очень способствовал всему, что мы делали.

Очень яркие воспоминания остались от наших школьных вечеров! Вспомните, особенно молодые, вы когда-нибудь встречали Новый год в школе? Вряд ли. А в нашей школе была традиция – новогодний бал-маскарад для учеников старших классов, устраивался 31 декабря, и большая часть педагогов присутствовала тоже. Готовиться к балу начинали сразу после 7-го ноября. Делали самодельные елочные игрушки для елки, нарезали дыроколом конфетти из цветной бумаги, и даже серпантин иногда сами резали из обоев – купить эту мишуру в Нарьян-Маре было не всегда возможно. «Лепили» из подручного материала карнавальные костюмы втайне друг от друга.

31 декабря собирались часов в 8-9 вечера в красиво украшенном школьном физкультурном зале. Каждый входящий должен был иметь если не костюм, то хотя бы маску. Танцевали под радиолу, пели песни, играли в разные игры, особенно любили почту с пожеланиями. Позднее проводился марш-парад костюмов, которые оценивало придирчивое жюри из учителей и учеников, за лучшие костюмы награждали.

За 10-15 минут до полуночи в зал входила наша директор. Выключали радиолу, настраивали радиоприемник на Москву и все слушали приветствие и поздравление советскому народу руководителей государства, бой кремлевских курантов. Потом нас поздравляла Ирина Алексеевна, и объявляла победителей карнавала, вручала скромные подарки. Как же нам всем было весело и радостно! После полуночи в зале оставался кто-то один из педагогов – дежурный, остальные поднимались в учительскую, к накрытому праздничному чаепитию. А нам разрешалось танцевать еще до 2-х часов ночи.

Тогда у нас никто не употреблял никаких алкогольных напитков, по крайней мере, во время учебы в школе. Да и курить до получения аттестата отваживались очень немногие мальчишки, где-нибудь далеко от школы. Если поймают за курением – отчислят на две недели, а то и исключат из школы, если не первый проступок. А чтобы курили девочки – даже представить нельзя, это было страшным грехом и позором! Из 17 девочек нашего класса, впоследствии, в институте, курить стала всего одна.

Все 50 лет после окончания школы мы стараемся не потерять друг друга из виду, переписываемся, перезваниваемся, теперь вот Интернет помогает общению. На большие школьные юбилеи не все могут приехать, в Нарьян-Мар ведь «только самолетом можно долететь», но тот, кто побывает, потом по «цепочке» всем передаст новости, расскажет, перешлет фотографии. Наша школьная дружба не исчезла с годами, каждая встреча приносит огромную радость.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Адаптивная программа по физической культуре в 10–11-х классах

News image

Образовательная область физического воспитания призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здо...

Быть здоровым - жить в радости

News image

Оформление классной доски: рисунки, пропагандирующие здоровый образ жизни, записи пословиц: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Здоровье,...

Учителям:

Цена ошибки педагога?

News image

Чтобы нововведения начали действовать, необходимо внести поправки в КоАП. Законопроект уже подготовлен, и в ближайшее время его передадут на рассмот...

Критерии информационной культуры человека

News image

· умение адекватно формулировать свою потребность в информации; · эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей совокупности информац...

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов

Для учащегося. 1.Формируются и отрабатываются: • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации • Навык...

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни...

О ЕГЭ и его утопических последствиях

Что такое ЕГЭ? ЕГЭ - это то, что приводит к растлению малолетних путем привития новой психологии с помощью страхов. Ведь сдав ЕГ...

Учебник и его электронная версия: кто кого?

Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебно...

Использование информационных технологий на уроках истории

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сфе...

Информационная культура

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уров...

Исследовательская работа в школе

Обсуждая вопрос о школе и школьном образовании, одной из проблем современного развития ученика является вовлечение в проектно-ис...

Обязанности родителя

1.Создавать благоприятные условия для полноценного обучения ребёнка. 2.Контролировать надлежащее посещение ребёнком образоват...