Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Школьная жизнь Школьные годы – чудесные? Кино про школу как почва для размышлизмов

Школьные годы – чудесные? Кино про школу как почва для размышлизмов
Школа - Школьная жизнь

школьные годы – чудесные? кино про школу как почва для размышлизмов

Посмотрела вчера старый добрый фильм «Доживем до понедельника». Как был хороший фильм, так и остался, только стародевичий ужас «русички» от сочинения Огарышевой про «двух мальчиков и двух девочек» выглядит, конечно, уже совсем реликтово. Честно говоря, этот ужас и тогда выглядел карикатурно – ну что, в самом деле, она усмотрела плохого в материнстве, ханжа засушенная? Но в общем фильм смотрится хорошо – без чувства тягостной неловкости, которое иногда возникает от старых фильмов. Реальный фильм, ностальгичный.

Я еще немного краешком застала такую школу и таких учительниц. Мои начальные классы (тогда их было четыре, а не три) прошли в образцово-показушной школе, где изо всех сил гнались за блеском и местами на смотрах. Чего там только не было – и танцы народов мира в марлевых платьях с цветами из похоронной бумаги, и стенды с продуктами уроков труда (а это, дети, шов «вперед иголку» – бррр), а самое главное – бесконечные «монтажи», где шеренга детей по очереди выкрикивала бодрые-пребодрые стихи о том, как хорошо нам живется...

Так вот, в этой школе директрису (высокая, тощая, костюм, узел на затылке, скрипучий голос, лицо дуболома) все боялись до онемения. Страшнее, чем «вызовут к директору» вообще ничего не было. Нечего и говорить, что все носили форму, но ведь даже банты в косах девочкам можно было только черные и коричневые! И не дай вам бог надеть поверх формы кофточку. А школа была холодная, полы мраморные, так что кусучие шерстяные кофты приходилось впихивать под форменное платье. Помню как-то грандиозный скандал – старшеклассница пришла на уроки завитая! Ее потащили под кран и размочили кудри – этакое непотребство! Вот такие вот ужасы.

Были, конечно, и хорошие учителя, энтузиасты и подвижники. И учили нас хорошо, так что я и когда уже мои дети в школу пошли – многое помнила из школьного курса. По-моему, даже больше, чем дети выучили...

Первая учительница была у меня несимпатичная. Звали ее классически – Марьвасильна. Она говорила слащавым фальшиво-приветливым голосом (в детстве это чувствуется), но если кого-то невзлюбит – голос менялся на крайне неприятный. Она жестко прессовала нескольких ребят из малообразованных семей, высмеивала их ошибки и украинизмы, и это было очень тяжело слушать. Еще она сильно невзлюбила мою подругу Сару, мне в 7 лет было непонятно почему – поняла я только сильно потом. Мы ж тогда не знали, что такое антисемитизм. Только от того, что мы о нем не знали, он не исчезал...

Потом я, к моей огромной радости, перевелась в менее показушную школу, где не заботились ни о каких смотрах, а просто учили. И эту школу я любила, летом не могла дождаться первого сентября. Потому и фильмы о школе тоже смотрела с интересом.

А фильмов о школе было много. Сначала они были, как водится, лакировочные – вроде

«Первоклассницы» 1948 года выпуска, где учительница тоже была показушно-приветливая и плакатно-справедливая. «Сельский учитель», «Первый учитель» (по повести Айтматова) – уже не такой показушный. Но мир перевернулся от фильма «А если это любовь?» (1961, режиссер Ю.Райзман). Как? Любовь у школьников? Какой пассаж! Обсуждали его страстно, спорили и возмущались. Но какой-то сдвиг в головах все же произошел: оказалось, что подростки – это не только ученики, но еще и люди, мало того – девочки и мальчики!

Потом были чудесные, добрые, замечательные фильмы Ролана Быкова «Внимание, черепаха» и «Телеграмма», очень милый фильм «Точка, точка, запятая», и всенародно любимый, растасканный на цитаты «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», где (хоть и не в школе, а в пионерлагере) педагог был уже не столпом справедливости, а обыкновенным дураком и подхалимом.

Очень симпатичный фильм про любовь – «Когда я стану великаном», где юный поэт, как Сирано, пишет стихи за тупого красавца-спортсмена. Потом, уже в 70-80-е, пошла мода на фильмы размышлительные: «Розыгрыш», «Ключ без права передачи», «Дорогая Елена Сергеевна» – где все смелее показывали, что у подростков есть и внутренний мир, и душевные терзания, и выбор между подлостью и благородством. Апофеозом этого направления стал, наверное, фильм «Чучело», где дети уже просто жестокие чудовища (но вовсе не потому, что они вдруг стали такими, а потому, что об этом разрешили сказать вслух), и замечательный фильм «Завтра была война», где чудовищами оказались как раз взрослые и смололи детей в страшной сталинской мясорубке.

Отдельным блоком стоят фильмы о школьниках на фантастическую тему: «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», которые мне представляются ужасными картонными поделками. «Гостья» и «Электроник» еще так-сяк, а вот космическая опупея про фальшиво-бодрых детишек, которые сражаются с пластмассовыми проблемами и говорят пластмассовыми голосами – это ужас-ужас-ужас.

Всенародно любимым был и телефильм «Большая перемена» (о нем есть здесь хорошая статья), но тут уж надо писать отдельное исследование – это фильм не про жизнь, какой она была, а про какую-то вымышленную жизнь, какой она должна была быть, впрочем, довольно веселый и украшенный игрой невероятно прекрасных актеров. Так что смотреть его можно, и даже с удовольствием, если при этом четко понимать, что таких вечерних школ никогда не было и быть не могло даже приблизительно. Вероятно, его стоило бы включить в раздел фантастических...

В общем обзор «школьного кинематографа» как средство вспомнить «шко-о-о-ольные го-о-о-оды чуде-е-е-есные» доставляет скорее положительные эмоции, особенно тем, кто любил школу и ходил туда без зубовного скрежета. В отличие от сайта «Одноклассники», который способен убить все хорошие воспоминания своей склочной атмосферой, пустопорожним стремлением юзеров топырить пальцы и идиотский мышиной возней вокруг фотографий. Я сдуру зарегистрировалась там, мгновенно получила тонну спама в виде абсолютно бессмысленных сообщений «некто Х оценил фотографию У» (а мне-то что до этого?), и сбежала – к счастью, у меня хватило ума не вводить туда ни реальных данных, ни постоянного фамильного (вида имя@фамилия.com) емейла.

А размышления про «образы учителей в советском кинематографе» и их реальные прообразы в жизни – плохих и хороших учителей, добрых и вредных, знающих и незнающих, умеющих владеть классом и орущих, как пожарная сирена, – навели меня на большой вопрос. Вот взять те же образы учителей, только из литературы дореволюционной или той, что описывает дореволюционное образование. Смотрите: «Кондуит и Швамбрания» (в части кондуита), «Серебряный Герб» Чуковского, «Дорога уходит вдаль» Бруштейн, воспоминания Паустовского о гимназии и так далее (подскажите, что еще) – ведь там монстр на монстре сидит и монстром погоняет. Ни тебе передовых методик, ни хитрых педагогических приемов, ни соответствующего педобразования, ни знания психологии, ни даже любви к гимназистам – ничего. Зубрежка, придирки, наказания, единицы, выговоры, «без обеда стоять столбом», дикие задания типа «наизусть 50 страниц» и так далее. Не учеба, ад кромешный. А в результате? Выпускники тех гимназий знали 2-3 современных языка на очень хорошем уровне, читали по латыни и на древнегреческом, и знали классическую литературу, великолепно знали историю, я уж не говорю о грамматике собственного языка!

А в наше время – каких только нет методик, городские отделы народного образования кормят сотни дармоедов-методистов и инспекторов, всякие курсы повышения, конференции педагогов, сотни журналов, тыщи пособий... а результат? Ни одного языка (включая родной), с историей полный швах (ну, тут может, не по вине учителей), общей культуры тоже рядом не валялось... Вот вы знаете, кто такие гвельфы и гибеллины?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

О признаках психологического климата

News image

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в коллективе: мажор как отношение к жизни, чувства собственного достоинства, гордость за ...

О факторах влияющих на характер

News image

Витаминизация, обязательная в соответствии с действующими санитарными нормами, в детских учреждениях не осуществляется или проводится эпизодическ...

Учителям:

Новая школа

News image

Сама идея актуальна, но стать перспективной может лишь тогда, когда полностью изменится вся существующая архаическая система работы школы. Изнача...

Директора школы уволили за высказывания об уме учеников

News image

На портале Правда.ру наткнулся на интересную новость. Директора начальной школы в небольшом городе Литчфилд в штате Аризона отправили в отставку...

Составление ребусов и кроссвордов

Составление ребусов – задача сложная и интересная, как для ученика, так и для учителя. Для учащихся – это возможность самовыраж...

Наше пьяное будущее

В этой статье я напишу о детском алкоголизме. Не секрет, что наши школьники пьют спиртное. И пьют много. Очень много

Домашнее обучение - альтернатива школе

1 Домашнее обучение… Обучение родителями… Ведь все педагоги и родители знают, что лучше всего дети учатся на чужом примере. С...

Реализация принципа интегрированного подхода в преподавании курса «Мир

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и ...

Активизация самостоятельной работы младших школьников на уроках матема

Современное общество нуждается в людях, способным к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Сочетание потреб...

Открытый урок - Каков механизм влияния вина на развитие плода?

Здоровье новорождённых зависит от условий формирования половых клеток родителей, внутриутробного развития, течения родов и, нако...

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни...

Директора школы уволили за высказывания об уме учеников

На портале Правда.ру наткнулся на интересную новость. Директора начальной школы в небольшом городе Литчфилд в штате Аризона ...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Выбираем ранец

News image

В супермаркетах, универмагах и магазинах огромный выбор ярких ранцев. Если вы не ориентируетесь в качестве и производителях, предлагаем вам 7 шагов,...