Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Школьная жизнь Школьные годы – чудесные? Кино про школу как почва для размышлизмов

Школьные годы – чудесные? Кино про школу как почва для размышлизмов
Школа - Школьная жизнь

школьные годы – чудесные? кино про школу как почва для размышлизмов

Посмотрела вчера старый добрый фильм «Доживем до понедельника». Как был хороший фильм, так и остался, только стародевичий ужас «русички» от сочинения Огарышевой про «двух мальчиков и двух девочек» выглядит, конечно, уже совсем реликтово. Честно говоря, этот ужас и тогда выглядел карикатурно – ну что, в самом деле, она усмотрела плохого в материнстве, ханжа засушенная? Но в общем фильм смотрится хорошо – без чувства тягостной неловкости, которое иногда возникает от старых фильмов. Реальный фильм, ностальгичный.

Я еще немного краешком застала такую школу и таких учительниц. Мои начальные классы (тогда их было четыре, а не три) прошли в образцово-показушной школе, где изо всех сил гнались за блеском и местами на смотрах. Чего там только не было – и танцы народов мира в марлевых платьях с цветами из похоронной бумаги, и стенды с продуктами уроков труда (а это, дети, шов «вперед иголку» – бррр), а самое главное – бесконечные «монтажи», где шеренга детей по очереди выкрикивала бодрые-пребодрые стихи о том, как хорошо нам живется...

Так вот, в этой школе директрису (высокая, тощая, костюм, узел на затылке, скрипучий голос, лицо дуболома) все боялись до онемения. Страшнее, чем «вызовут к директору» вообще ничего не было. Нечего и говорить, что все носили форму, но ведь даже банты в косах девочкам можно было только черные и коричневые! И не дай вам бог надеть поверх формы кофточку. А школа была холодная, полы мраморные, так что кусучие шерстяные кофты приходилось впихивать под форменное платье. Помню как-то грандиозный скандал – старшеклассница пришла на уроки завитая! Ее потащили под кран и размочили кудри – этакое непотребство! Вот такие вот ужасы.

Были, конечно, и хорошие учителя, энтузиасты и подвижники. И учили нас хорошо, так что я и когда уже мои дети в школу пошли – многое помнила из школьного курса. По-моему, даже больше, чем дети выучили...

Первая учительница была у меня несимпатичная. Звали ее классически – Марьвасильна. Она говорила слащавым фальшиво-приветливым голосом (в детстве это чувствуется), но если кого-то невзлюбит – голос менялся на крайне неприятный. Она жестко прессовала нескольких ребят из малообразованных семей, высмеивала их ошибки и украинизмы, и это было очень тяжело слушать. Еще она сильно невзлюбила мою подругу Сару, мне в 7 лет было непонятно почему – поняла я только сильно потом. Мы ж тогда не знали, что такое антисемитизм. Только от того, что мы о нем не знали, он не исчезал...

Потом я, к моей огромной радости, перевелась в менее показушную школу, где не заботились ни о каких смотрах, а просто учили. И эту школу я любила, летом не могла дождаться первого сентября. Потому и фильмы о школе тоже смотрела с интересом.

А фильмов о школе было много. Сначала они были, как водится, лакировочные – вроде

«Первоклассницы» 1948 года выпуска, где учительница тоже была показушно-приветливая и плакатно-справедливая. «Сельский учитель», «Первый учитель» (по повести Айтматова) – уже не такой показушный. Но мир перевернулся от фильма «А если это любовь?» (1961, режиссер Ю.Райзман). Как? Любовь у школьников? Какой пассаж! Обсуждали его страстно, спорили и возмущались. Но какой-то сдвиг в головах все же произошел: оказалось, что подростки – это не только ученики, но еще и люди, мало того – девочки и мальчики!

Потом были чудесные, добрые, замечательные фильмы Ролана Быкова «Внимание, черепаха» и «Телеграмма», очень милый фильм «Точка, точка, запятая», и всенародно любимый, растасканный на цитаты «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», где (хоть и не в школе, а в пионерлагере) педагог был уже не столпом справедливости, а обыкновенным дураком и подхалимом.

Очень симпатичный фильм про любовь – «Когда я стану великаном», где юный поэт, как Сирано, пишет стихи за тупого красавца-спортсмена. Потом, уже в 70-80-е, пошла мода на фильмы размышлительные: «Розыгрыш», «Ключ без права передачи», «Дорогая Елена Сергеевна» – где все смелее показывали, что у подростков есть и внутренний мир, и душевные терзания, и выбор между подлостью и благородством. Апофеозом этого направления стал, наверное, фильм «Чучело», где дети уже просто жестокие чудовища (но вовсе не потому, что они вдруг стали такими, а потому, что об этом разрешили сказать вслух), и замечательный фильм «Завтра была война», где чудовищами оказались как раз взрослые и смололи детей в страшной сталинской мясорубке.

Отдельным блоком стоят фильмы о школьниках на фантастическую тему: «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Москва-Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», которые мне представляются ужасными картонными поделками. «Гостья» и «Электроник» еще так-сяк, а вот космическая опупея про фальшиво-бодрых детишек, которые сражаются с пластмассовыми проблемами и говорят пластмассовыми голосами – это ужас-ужас-ужас.

Всенародно любимым был и телефильм «Большая перемена» (о нем есть здесь хорошая статья), но тут уж надо писать отдельное исследование – это фильм не про жизнь, какой она была, а про какую-то вымышленную жизнь, какой она должна была быть, впрочем, довольно веселый и украшенный игрой невероятно прекрасных актеров. Так что смотреть его можно, и даже с удовольствием, если при этом четко понимать, что таких вечерних школ никогда не было и быть не могло даже приблизительно. Вероятно, его стоило бы включить в раздел фантастических...

В общем обзор «школьного кинематографа» как средство вспомнить «шко-о-о-ольные го-о-о-оды чуде-е-е-есные» доставляет скорее положительные эмоции, особенно тем, кто любил школу и ходил туда без зубовного скрежета. В отличие от сайта «Одноклассники», который способен убить все хорошие воспоминания своей склочной атмосферой, пустопорожним стремлением юзеров топырить пальцы и идиотский мышиной возней вокруг фотографий. Я сдуру зарегистрировалась там, мгновенно получила тонну спама в виде абсолютно бессмысленных сообщений «некто Х оценил фотографию У» (а мне-то что до этого?), и сбежала – к счастью, у меня хватило ума не вводить туда ни реальных данных, ни постоянного фамильного (вида имя@фамилия.com) емейла.

А размышления про «образы учителей в советском кинематографе» и их реальные прообразы в жизни – плохих и хороших учителей, добрых и вредных, знающих и незнающих, умеющих владеть классом и орущих, как пожарная сирена, – навели меня на большой вопрос. Вот взять те же образы учителей, только из литературы дореволюционной или той, что описывает дореволюционное образование. Смотрите: «Кондуит и Швамбрания» (в части кондуита), «Серебряный Герб» Чуковского, «Дорога уходит вдаль» Бруштейн, воспоминания Паустовского о гимназии и так далее (подскажите, что еще) – ведь там монстр на монстре сидит и монстром погоняет. Ни тебе передовых методик, ни хитрых педагогических приемов, ни соответствующего педобразования, ни знания психологии, ни даже любви к гимназистам – ничего. Зубрежка, придирки, наказания, единицы, выговоры, «без обеда стоять столбом», дикие задания типа «наизусть 50 страниц» и так далее. Не учеба, ад кромешный. А в результате? Выпускники тех гимназий знали 2-3 современных языка на очень хорошем уровне, читали по латыни и на древнегреческом, и знали классическую литературу, великолепно знали историю, я уж не говорю о грамматике собственного языка!

А в наше время – каких только нет методик, городские отделы народного образования кормят сотни дармоедов-методистов и инспекторов, всякие курсы повышения, конференции педагогов, сотни журналов, тыщи пособий... а результат? Ни одного языка (включая родной), с историей полный швах (ну, тут может, не по вине учителей), общей культуры тоже рядом не валялось... Вот вы знаете, кто такие гвельфы и гибеллины?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Веселые старты

News image

Положение о проведении Дня здоровья и спорта «Наша радуга – спортивная Семья!» Цели и задачи: создание условий для неформального общения детей...

Веселые зимние старты

News image

Цели урока: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет. Задачи урока: З...

Учителям:

Какие результаты мы видим в ходе выполнения проектов

News image

Для учащегося. 1.Формируются и отрабатываются: • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации • Навыки публичного выступл...

Размышления о чувстве слова

News image

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным. Чув...

Устраиваю ребенка в детский сад

Недавно моему ребенку исполнилось 2 годика и я пошел в Управление образованием района брать путевку в детский сад. Заявление в д...

Критерии информационной культуры человека

· умение адекватно формулировать свою потребность в информации; · эффективно осуществлять поиск нужной информации во всей с...

Размышления о чувстве слова

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не с...

Руководство в школе

Внедрение новых технологий в общеобразовательный процесс - это веяние времени, движение вперёд. Но не многие директора понимают ...

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ

Каждый год, когда нарядные первоклассники с букетами ярких цветов начинают свое путешествие в «страну знаний», задумываемся ли м...

Обязанности родителя

1.Создавать благоприятные условия для полноценного обучения ребёнка. 2.Контролировать надлежащее посещение ребёнком образоват...

Реализация принципа интегрированного подхода в преподавании курса «Мир

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и ...

Что дают занятия на компьютерах учащимся в МУПК?

Эти уроки - уроки творчества, т.к. они интегрируют все то, чем занимаются дети в МУПК: создают рисунки, творческие проекты, ре...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Карандаши

News image

Современный карандаш имеет несколько модификаций: 1) Традиционный грифельный в деревянной рубашке . Грифельный стержень может иметь различную т...