Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Учителям Размышления о чувстве слова

Размышления о чувстве слова
Школа - Учителям

размышления о  чувстве слова

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным. Чувство слова - это, во-первых, знание языковых законов и системных связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит правильно. Вспоминается пушкинское: Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки... Обычно говорят : Он Пушкин, ему можно , В лицее его звали Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-русски, и даже первые стихи его были на французском языке! Невозможность представить французской речи без ошибки для пушкина объясняется не только контаминацией, влиянием форм - в данном случае русских и французских, но прежде всего тем же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами правила противоречат грамматическим моделям. Прислушаемся: многие говорят звОнит - не грамматическая, но все же ошибка. Между тем влияние данного процесса переноса ударения на основу очевидно: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит и т.д. То же проявляется и на письме... Даже при знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства слова выбрать необходимую ох как непросто! Чувство слова... оно формируется активной работой над книгой, над речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступлениями, над текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать по-разному, что слово - не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полклвлдца определяет участь срадений народов. Слово оратора начинало и кончало столкновения между государствами. Слово может ранить, и не метафорически... Горький, писавший Жизнь Матвея Кожемякина , так ясно увидел внутренним взорм рану героя, что сам рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя темное пятно на рубашке... Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить себя, когда случалась депрессия. А байрон за четыре ночи написал поэму Абидосская невеста , чтобы отогнать душившие гео слезы. Написал - и понял, что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы... Для Тараса Шевченко самым страшным наказанием оказался запрет писаьт и рисовать , наложенний на него Николаем 1. Власть человека над языком,умение выразить тончайшие колебания души и самые заветные мысли - это и есть чувство слова . Язык управляет миром. Язык управляет человеком. Но управляет он им не как тиран, а предлагает систему суждений и ориентиров в мире, исполненном непознанных вещей, не сделанных открытий, не созданных образов. Слво - - само образ. И, если с ним что-то ассоциируется, слово создает эту ассоциацию, которая вступает в права абсолютного и безоговорочного владения личностью. Умение создавать каламбуры, как и умение сочинять стихи на спор , а то и перед зрительным залом, не медля ни минуты, безусловное проявление чувства слова . Н. Богословкий - не только известный композитор, но и обладавший этим чувством мастер остроумных розыгрышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку. Вот фразы Богословского, доказывающие его удивительное чувстов слова, умение видеть за обычными звуками, за обычной мелочишкой суффиксов и флексий то, что скрыто от поверхностного взгляда: Притворная дама; Чистой воды коньяк!; Забравшись в чужой космический корабль, инопланетяне чувствоавали себя не в своей тарелке; Правительство объявило голодовку многим гражданам; Хирургия бывает сердечной, а бывает бессердечной; Выдающаяся певица. Вернее, выдающаяся прдюсером за таковую. И становится очевидным, что чувство слова - одно из важнейших и очень редких качесвт человека, который умеет создавать, который видит то, что скрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить или удивить собеседника яркой мыслью или неповторимой строкой. Умение грамотно писать... Умение быть творцом... Остроумие... Возможность относиться к слову так, как дети, - уважительно, удивительно и восхищенно... Все это и составляеи чувство слова , делающее человека интересным и желанным, мудрым и романтичным.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

О признаках психологического климата

News image

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в коллективе: мажор как отношение к жизни, чувства собственного достоинства, гордость за ...

Включение старших школьников в поисковую и опытно-экспериментальную де

News image

Наука в современных условиях является важным фактором, обусловливающим прогрессивные преобразования в обществе во всех областях, в том числе в обр...

Учителям:

Смертельный экзамен

News image

В Якутии ученик 11-го класса совершил самоубийство из-за того, что его вообще не допустили к единому государственному экзамену (ЕГЭ), сообщает «Газе...

Учителями славится Россия

News image

Говорят, что труд учителя - удел энтузиастов, которые с детства видели себя в роли наставника, мечтали сеять разумное, доброе, вечное ... Многие ...

Активизация самостоятельной работы младших школьников на уроках матема

Современное общество нуждается в людях, способным к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Сочетание потреб...

Учебник и его электронная версия: кто кого?

Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебно...

При изучении нового материала и закрепления пройденного использую блок

Тема: «Что такое информация». В начале привожу примеры информации из разных областей знаний (неживая природа, биологические проц...

Информационная культура

Постиндустриальное состояние человеческой цивилизации правомерно связывают с развитием информационного общества - общества, уров...

Реформирование или губительность

Я работаю в школе 20 лет, сейчас мне 41 год. Самые первые годы работы пришлись на начало 90-ых. Можно их ругать, называть лихими...

Внедрение современных информационных технологий в образовательный проц

Стремительное развитие информационных технологий и повседневное внедрение в обыденную жизнь компьютерной продукции (рекламных ...

Кто виноват?

Век цивилизации, прогресса, атома и реактивных самолетов… Современному подростку доступны мировые источники информации. Поч...

Заброшенные школы

Недавно наткнулся на один интересный блог. Ведут его, как я понял, ребята лет двадцати с небольшим, которые занимаются фотографи...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Одежда школьника

News image

Если формы в школе нет, то лучше одевать ребенка целиком в натуральные ткани: хлопок и шерсть, ведь ему придется сидеть в ней как минимум четыре час...