Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Учителям Размышления о чувстве слова

Размышления о чувстве слова
Школа - Учителям

размышления о  чувстве слова

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным. Чувство слова - это, во-первых, знание языковых законов и системных связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит правильно. Вспоминается пушкинское: Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки... Обычно говорят : Он Пушкин, ему можно , В лицее его звали Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-русски, и даже первые стихи его были на французском языке! Невозможность представить французской речи без ошибки для пушкина объясняется не только контаминацией, влиянием форм - в данном случае русских и французских, но прежде всего тем же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами правила противоречат грамматическим моделям. Прислушаемся: многие говорят звОнит - не грамматическая, но все же ошибка. Между тем влияние данного процесса переноса ударения на основу очевидно: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит и т.д. То же проявляется и на письме... Даже при знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства слова выбрать необходимую ох как непросто! Чувство слова... оно формируется активной работой над книгой, над речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступлениями, над текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать по-разному, что слово - не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полклвлдца определяет участь срадений народов. Слово оратора начинало и кончало столкновения между государствами. Слово может ранить, и не метафорически... Горький, писавший Жизнь Матвея Кожемякина , так ясно увидел внутренним взорм рану героя, что сам рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя темное пятно на рубашке... Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить себя, когда случалась депрессия. А байрон за четыре ночи написал поэму Абидосская невеста , чтобы отогнать душившие гео слезы. Написал - и понял, что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы... Для Тараса Шевченко самым страшным наказанием оказался запрет писаьт и рисовать , наложенний на него Николаем 1. Власть человека над языком,умение выразить тончайшие колебания души и самые заветные мысли - это и есть чувство слова . Язык управляет миром. Язык управляет человеком. Но управляет он им не как тиран, а предлагает систему суждений и ориентиров в мире, исполненном непознанных вещей, не сделанных открытий, не созданных образов. Слво - - само образ. И, если с ним что-то ассоциируется, слово создает эту ассоциацию, которая вступает в права абсолютного и безоговорочного владения личностью. Умение создавать каламбуры, как и умение сочинять стихи на спор , а то и перед зрительным залом, не медля ни минуты, безусловное проявление чувства слова . Н. Богословкий - не только известный композитор, но и обладавший этим чувством мастер остроумных розыгрышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку. Вот фразы Богословского, доказывающие его удивительное чувстов слова, умение видеть за обычными звуками, за обычной мелочишкой суффиксов и флексий то, что скрыто от поверхностного взгляда: Притворная дама; Чистой воды коньяк!; Забравшись в чужой космический корабль, инопланетяне чувствоавали себя не в своей тарелке; Правительство объявило голодовку многим гражданам; Хирургия бывает сердечной, а бывает бессердечной; Выдающаяся певица. Вернее, выдающаяся прдюсером за таковую. И становится очевидным, что чувство слова - одно из важнейших и очень редких качесвт человека, который умеет создавать, который видит то, что скрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить или удивить собеседника яркой мыслью или неповторимой строкой. Умение грамотно писать... Умение быть творцом... Остроумие... Возможность относиться к слову так, как дети, - уважительно, удивительно и восхищенно... Все это и составляеи чувство слова , делающее человека интересным и желанным, мудрым и романтичным.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

В спортзал – за здоровьем

News image

Тема: Взаимодействие семьи и школы в области физического воспитания школьников в борьбе за здоровый образ жизни. Цели и задачи: популяризация ...

Влияние системы оздоровительных мер на активизацию умственной деятельн

News image

В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья...

Учителям:

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

News image

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни и те же у всех. Цел...

Размышления о чувстве слова

News image

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным. Чув...

Руководитель - кто он?

- А как ваш директор? - О-о-о, наш директор – молодец, настоящий руководитель: ответственный, всегда подходит к работе с энту...

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих ва

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые систе...

Обязанности родителя

1.Создавать благоприятные условия для полноценного обучения ребёнка. 2.Контролировать надлежащее посещение ребёнком образоват...

Размышления о чувстве слова

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не с...

Философия молодого педагога

Мы переживаем смену веков и тысячелетий. Но каким бы ни было это «новое», невозможно идти вперед, не имея надежной опоры. Я убеж...

Дифференцированные домашние задания

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного...

Открытый урок - Государственный флаг России

Каждое государство имеет свои государственные символы .Они олицетворяют систему его государственных, социальных и духовных ценно...

Улыбайтесь, Вас снимает видеокамера!!!

Нужно ли устанавливать в школах видеокамеры, и если да, то где она нужна - снаружи или внутри, в классах или коридорах? Этот...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Производители ранцев

News image

Ранцы Herlitz. Herlitz – это немецкая фирма, специализирующаяся на школьных принадлежностях с 1904 года. Ранцы для первоклассников с ортопедической ...