Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Учителям Размышления о чувстве слова

Размышления о чувстве слова
Школа - Учителям

размышления о  чувстве слова

Действительно, что это такое? Педагоги отвечают, что без чувства слова человек, даже знаток орфографических правил, никогда не станет грамотным. Чувство слова - это, во-первых, знание языковых законов и системных связей, благодаря которым человек не умеет делать ошибки, пишет и говорит правильно. Вспоминается пушкинское: Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки... Обычно говорят : Он Пушкин, ему можно , В лицее его звали Французом потому, что по-французски он заговорил раньше, чем по-русски, и даже первые стихи его были на французском языке! Невозможность представить французской речи без ошибки для пушкина объясняется не только контаминацией, влиянием форм - в данном случае русских и французских, но прежде всего тем же чувством слова, прямо-таки заставляющим нас делать ошибки там, где сами правила противоречат грамматическим моделям. Прислушаемся: многие говорят звОнит - не грамматическая, но все же ошибка. Между тем влияние данного процесса переноса ударения на основу очевидно: гОнит, стОнет, тОнет, клОнит и т.д. То же проявляется и на письме... Даже при знании многочисленных моделей русского языка, их взаимовлияния без чувства слова выбрать необходимую ох как непросто! Чувство слова... оно формируется активной работой над книгой, над речью, над эстрадными миниатюрами, над политическими выступлениями, над текстом лекции в институте. Но развивается оно и в процессе создания школьного сочинения. Приступая к написанию, всегда необходимо помнить о том, что в разных ситуациях одно и то же слово может звучать по-разному, что слово - не только феномен, отличающий человека от животного мира, но и сила, данная ему, и важно умело ею воспользоваться. Слово полклвлдца определяет участь срадений народов. Слово оратора начинало и кончало столкновения между государствами. Слово может ранить, и не метафорически... Горький, писавший Жизнь Матвея Кожемякина , так ясно увидел внутренним взорм рану героя, что сам рухнул без сознания, а тонкая струйка крови сочилась из груди писателя, образуя темное пятно на рубашке... Гоголь писал смешные рассказы, чтобы развеселить себя, когда случалась депрессия. А байрон за четыре ночи написал поэму Абидосская невеста , чтобы отогнать душившие гео слезы. Написал - и понял, что настроение изменилось, что горечь и приступы самобичевания передались бумаге, на которой темнели строки законченной поэмы... Для Тараса Шевченко самым страшным наказанием оказался запрет писаьт и рисовать , наложенний на него Николаем 1. Власть человека над языком,умение выразить тончайшие колебания души и самые заветные мысли - это и есть чувство слова . Язык управляет миром. Язык управляет человеком. Но управляет он им не как тиран, а предлагает систему суждений и ориентиров в мире, исполненном непознанных вещей, не сделанных открытий, не созданных образов. Слво - - само образ. И, если с ним что-то ассоциируется, слово создает эту ассоциацию, которая вступает в права абсолютного и безоговорочного владения личностью. Умение создавать каламбуры, как и умение сочинять стихи на спор , а то и перед зрительным залом, не медля ни минуты, безусловное проявление чувства слова . Н. Богословкий - не только известный композитор, но и обладавший этим чувством мастер остроумных розыгрышей, содержавших шутку, а иногда и насмешку. Вот фразы Богословского, доказывающие его удивительное чувстов слова, умение видеть за обычными звуками, за обычной мелочишкой суффиксов и флексий то, что скрыто от поверхностного взгляда: Притворная дама; Чистой воды коньяк!; Забравшись в чужой космический корабль, инопланетяне чувствоавали себя не в своей тарелке; Правительство объявило голодовку многим гражданам; Хирургия бывает сердечной, а бывает бессердечной; Выдающаяся певица. Вернее, выдающаяся прдюсером за таковую. И становится очевидным, что чувство слова - одно из важнейших и очень редких качесвт человека, который умеет создавать, который видит то, что скрыто от остальных, который может метко и остроумно ответить или удивить собеседника яркой мыслью или неповторимой строкой. Умение грамотно писать... Умение быть творцом... Остроумие... Возможность относиться к слову так, как дети, - уважительно, удивительно и восхищенно... Все это и составляеи чувство слова , делающее человека интересным и желанным, мудрым и романтичным.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Адаптированная программа курса по физической культуре Оздоровительные

News image

Цель: Воспитать у учащихся бережное отношение к своему здоровью. Задачи: Повышать физиологическую активность систем организма, содействовать о...

Взаимосвязь патриотического воспитания и физической подготовки юношей

News image

Факторы становления будущего воина (призывника), включенного в образовательный процесс, определяются психолого-педагогическими условиями и совокупно...

Учителям:

Открытый урок - Наркомания - что это?

News image

Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с цел...

За что заплатят педагоги?

News image

Как сообщает ИА «Атмосфера», Министерство образования и науки разработало новый законопроект, который предусматривает различные виды наказаний для н...

Учитель - звучит гордо

Почему же общество перестала уважать учителей? Почему многие считают, что учителя работают на столько, сколько получают. Многие...

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА НРАВСТВЕННОСТИ

Каждый год, когда нарядные первоклассники с букетами ярких цветов начинают свое путешествие в «страну знаний», задумываемся ли м...

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих ва

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые систе...

Кто виноват?

Век цивилизации, прогресса, атома и реактивных самолетов… Современному подростку доступны мировые источники информации. Поч...

Чтобы учеба была успешной

Основная цель обучения информатике в школе – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Указанная цель достига...

Директора школы уволили за высказывания об уме учеников

На портале Правда.ру наткнулся на интересную новость. Директора начальной школы в небольшом городе Литчфилд в штате Аризона ...

О использовании интерактивной доски

1 Очень много практических заданий на уроках истории мы выполняем совместно с учениками непосредственно на интерактивной доск...

Реализация принципа интегрированного подхода в преподавании курса «Мир

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и ...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Школьные принадлежности

News image

Но купить портфель – полдела, ведь и его содержимое требует немалых затрат и хлопот. Угодить ребенку с пеналом, оказывается, совсем не просто, тем б...