Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Здоровье в школе Адаптация организма подростков к условиям многодневного туристического похода

Адаптация организма подростков к условиям многодневного туристического похода
Школа - Здоровье в школе

адаптация организма подростков к условиям многодневного туристического похода

Активный отдых на природе – самый лучший способ восстановить работоспособность и снять утомление, накопившееся за год. В связи с этим в мире широко развиваются различные виды туризма. Наряду с взрослым активно развивается и юношеский туризм, что способствует хорошему физическому и моральному развитию подростка, занимающегося туризмом.

Но не каждый подросток 14–16 лет способен выдержать нагрузки многодневного похода, причина в том, что не все организмы одинаково адаптируются.

Исходя из актуальности данной проблемы цель представленной работы, состоит в выявлении адаптационных реакций организма подростков на условия многодневного туристического похода и определении безопасной длительности похода.

В нашем походе участвовало 45 человек. Это учащиеся 8–10 классов (то есть школьники 14–16 лет). Так как группа была несколько различна по возрастному составу, то нужно было сразу предполагать, что физическая подготовка каждого участника была индивидуальной. Это надо учитывать при проведении исследования. Мы заранее предполагали, что организмы школьников будут по-разному адаптироваться к условиям похода. Проявления адаптационных реакций можно заметить по изменениям состояния систем организма, а точнее по состоянию мышечной и сердечно-сосудистой систем. Отсюда следуют задачи нашего исследования:

Контроль за состоянием мышечной системы.

Контроль за состоянием сердечно-сосудистой системы.

По полученным данным определить уровень адаптации.

Наиболее удобным методом для контроля за состоянием мышечной системы в условиях похода, мы считаем динамометрию. А для контроля за состоянием сердечно - сосудистой системы измерения ЧСС, путем замеров пульса на лучевой артерии. Проводить измерения необходимо дважды в день: утром и вечером.

Известная в широкой спортивной практике методика дифференциальных проб (например, анализ времени восстановления пульса после нагрузки), по нашему мнению, мало пригодна. С точки зрения туризма, более показательна реакция на полную дневную нагрузку и восстановление показателей за ночь. Измерения проводились дважды в день, утром и вечером сразу после еды, с тем, чтобы за время приема пищи пульс успокоился и случайные отклонения, связанные с работами по лагерю, не искажали картину.

Для того чтобы сделать результаты наглядными, удобно строить графики утренних и вечерних наблюдений. При построении графиков мы брали не абсолютные значения, а суммарно – усредненные, учитывая индивидуальность физической подготовки каждого участника.

При проведении исследования мы обследовали все 45 человек. Замеры проводили дважды в день. Утром сразу после пробуждения от сна, когда показания приборов соответствуют уровню восстановления работоспособности за ночь, то есть если участник имел неполноценный сон, это сразу отмечается нами. И вечером после вечернего приема пищи, с тем, чтобы пульс (как это отмечалось выше) успокоился за время приема пищи, тогда случайные отклонения, связанные с какими то работами по лагерю, не будут влиять на общие показания приборов, а приборы будут фиксировать только показания, отображающие уровень усталости накопившейся за день. Проводя замеры, мы записывали полученные данные (абсолютные значения), потом находили усредненные значения и строили по этим значениям графики (приложение 1). Замеры проводили в течение двенадцати дней. В результате мы получили три графика. Графики 1, 2 показывают изменение ЧСС в течение похода, а график 3 показывает динамику изменения мышечной силы в течение похода.

По графикам изменения ЧСС можно определить, как адаптировался организм к условиям похода. А по графику изменения мышечной силы можно следить за утомляемостью участников похода.

По полученным результатам всех участников можно разделить на две группы. Первая (график 1, приложения 1) тридцать три человека с хорошей адаптацией, вторая (график 2, приложения 1) двенадцать человек с удовлетворительной адаптацией.

В первом случае реакция на акклиматизацию достаточно заметна, однако разница утренних и вечерних показателей невелика. Это значит, что нагрузки посильны и организм адаптирован к условиям похода. Вечерние показатели выше утренних – за ночь силы восстанавливаются. Изменение показателей на 4–6-й дни соответствует высоким нагрузкам, а изменение на 8 – 12 дни соответствует общей утомляемости организмов участников похода.

Во втором случае разброс утренних и вечерних показателей значительно больше – одинаковые нагрузки требуют от этих участников большего напряжения физических сил, чем от участников первой группы, хотя и для него нагрузки посильны. В основном графики ведут себя сходно.

На графике 3 (приложение 1) показано изменение мышечной силы при переутомлении. Из графика видно, что в начале похода мышечная сила падает, на третий день кончается острая акклиматизация. В период акклиматизации организмы участников претерпевали очень сильные нагрузки. Расстояние между графиками утренних и вечерних показателей (оно пропорционально усталости за день) остается постоянным. Однако на пятый день из-за ночного проливного дождя утренние показатели оказываются ниже вечерних (мы полночи спасали вещи и продукты от промокания), то есть восстановления за ночь не произошло. На шестой день спад утренних показателей становится наиболее резким. Мы расцениваем это, как начало переутомления. Участникам похода потребовался полнодневный отдых, который восстановил силы. К концу похода показатели силы уменьшаются, то есть участники похода начинают утомляться.

Заключение.

По полученным графикам хорошо видно, что работоспособность после кратковременного всплеска падает. Затем по мере втягивания в походный режим и акклиматизации (2-3 дня), она постепенно увеличивается, а к концу похода (через 10-12 дней) начинает снижаться. Чем позже начинается снижение, тем значительнее безопасность похода. Адаптационные реакции наиболее сильно проявляются в период акклиматизации. В этот период нагрузки на организм особенно высоки. И очень важно давать своевременный отдых организму, иначе последствия будут опасными.

Поэтому основная задача руководителя не подвергать организмы участников большой нагрузке в период акклиматизации, дать возможность отдыха организма в нужный момент. Не подвергать участников похода переутомлению. А также постараться как можно лучше узнать и подготовить к походу всех участников похода.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Большую помощь в гендерном воспитании школьников могут оказывать психо

News image

Представляется, что главное содержание их работы должно быть направленно К тому, чтобы достигать гендерной социализации у детей разного пола, фор...

В гостях у бабушки Яги

News image

Муз. Звучит русская народная музыка. (Участники и гости праздника собираются в зале.) МУЗ

Учителям:

Из истории школьных медалей

News image

В России до 1917 награждение медалями За успехи в учении производилось на основе Устава гимназии (1828). Золотые и серебряные медали присуждалис...

Игровая технология на уроках географии

News image

Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не стоит. Как превратит...

Составление ребусов и кроссвордов

Составление ребусов – задача сложная и интересная, как для ученика, так и для учителя. Для учащихся – это возможность самовыраж...

Открытый урок - Наркотики и здоровье

Наркотики приносят вред прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере ма...

Дифференцированные домашние задания

Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Домашнее задание — задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного...

Игровая технология на уроках географии

Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не ...

Страшно далеки они от народа

Эти строчки относятся отнюдь не к декабристам , а к сегодняшнему руководству многих Российских школ. Особенно, это стало ярко ...

ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ADOBE

Если тебе 25 и ты чувствуешь себя неуютно рядом с компьютером, то ты рискуешь оказаться на обочине жизни. Билл Гейтс В с...

О ЕГЭ и его утопических последствиях

Что такое ЕГЭ? ЕГЭ - это то, что приводит к растлению малолетних путем привития новой психологии с помощью страхов. Ведь сдав ЕГ...

Методические приемы подготовки учащихся к ЕГЭ по истории и обществозна

Уже в течение нескольких лет учащиеся 11 классов сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Как сделать так, чтобы учащиеся чувствова...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Обложка тетради

News image

Не менее важна и обложка тетради. Дольше прилично будет выглядеть тетрадь, одетая в обложку со следующими характеристиками. · Из плотной бумаг...