Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Здоровье в школе О признаках психологического климата

О признаках психологического климата
Школа - Здоровье в школе

о признаках психологического климата

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в коллективе: мажор как отношение к жизни, чувства собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищенность личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива. Главный критерий “благополучности” климата – позитивное развитие личности. В классах с неблагоприятным климатом повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности, что ведет к развитию невроза и дифактогении.

Исследованиями гигиенистов, выполненными в условиях вариативного характера образования, доказано, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения.

На Крайнем Севере и приравненных к ним районах из-за сурового климата дети мало двигаются, редко бывают на свежем воздухе и в основном проводят время в закрытых помещениях в условиях сенсорно-обедненной среды образовательных учреждений. Все это приводит к быстрому истощению нервной системы, снижению иммунозащитных сил организма, повышает физиологическую стоимость обучения [7].

В Республике Коми наработан опыт обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды (АРС). Основная идея системы - здоровьесберегающей технологии, реализуемые:

- путем увеличения двигательной активности детей в процессе занятий;

- включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления и близорукости;

- созданием дополнительных условий для игры;

- оптимизации уровня тревожности детей с помощью комплекса педагогических приемов.

Технология АРС способствует более благоприятному протеканию адаптации к учебным требованиям: учащиеся более уверены в себе, менее тревожны и напряженны, у них лучше сформирована учебная мотивация, выше учебная успеваемость.

Образование – это взаимодействие семьи, школы и общества. Кризисные явления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения учащихся молодежи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы “семья, школа, общество” [3]. Причин такого положения множество.

Одна из них – и весьма существенная – падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение. Исторический опыт подсказывает следующее: помнить, что образование – историко-культурный феномен, который развивается во времени и пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Разобщение между школой и семьей должно быть преодолено, ибо без этого невозможно воспитание человека, как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем [3]. Обращение школы к семье и обществу за содействие и советами в вопросах воспитания и обучения естественно, законно, полезно и поэтому необходимо. Разуметься, что солидарность семьи и школы в то же время предполагает педагогическую компетентность, устойчивость в идеалах, добросовестность, энергию и любовь к делу обеих заинтересованных сторон. Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует напряженной, серьезной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием, совместной работы семьи и школы. Это единение может быть достигнуто лишь на основе стремления школы и общества привести школьное дело в соответствие с требованиями теоретической педагогики. Иначе нельзя достигнуть положительных результатов в образовании, поскольку не будет объективного критерия, примиряющего взгляды семьи и школы [3].

Ученные и исследователи констатировали не только кризис школы, но и кризис семьи. По мнению В. Чумакова, причина здесь не только в гибели на различных войнах мужчин, не успевших стать отцами, не только в бандитизме, росте наркомании, пьянстве, безудержной пропаганде секса и многочисленных абортах, но и в том, что вытравлена мода на большие семьи [9].

Государственная поддержка семьи – это ещё пол дела. Важно изменить отношение людей к большой семье. Перековку массового сознания в пользу многодетности нужно поручить школе. И это должно стать ее наиважнейшим делом, ведь через десять лет число россиян может уменьшиться до 130 миллионов человек, причем преобладающим возрастом станет возраст за пятьдесят лет. Престижным и почетным для будущего должно быть стать матерью или отцом большого семейства, хозяином или хозяйкой дома в котором много детей [9].

Требуется наладить колоссальную воспитательную, пропагандистскую и созидательную работу. Профессор, доктор медицинских наук В. Ф. Базарный [2], обрисовав все катастрофичность ситуации, прежде всего предлагает немедленно переходить на параллельно-раздельный тип воспитания и обучения мальчиков и девочек в детских садах и школах. Он уверен [9] – надо остановить уже многие годы ведущуюся пропаганду стирания грани между мужским и женским полом. Мода на пиво, курение, наркотики, обтягивающие джинсы, татуировки, пирсинг в сочетании с усредненным бесполым обучением ведет к тяжелым психологическим и соматическим отклонениям от нормы.

Как выйти из этого затянувшегося кризиса? Хорошо бы обратить всем нам свои взоры на село.

Россия, русский народ деревней и провинцией прирастать будет [9]. Нужно, чтобы село наше оставалось развивающимся, чтобы возрождалась здесь народная, русская традиция многодетной семьи.

Негативную роль в деле возрождения большой семьи играют СМИ, и, в частности школа:

в СМИ в удобное для детей время рассказывается абсолютно все об интимных отклонениях мужчин и женщин;

в школах на уроках валеологии делают упор на предохранение от беременности, а не на пропаганду семейных ценностей;

направо и налево издаются без ограничений газеты и журналы, подрывающие устои нормальной семьи;

о пропаганде семьи в СМИ забыто.

На телеэкранах мелькают в качестве эталона “голубые” или “голубоватые” мужчины и уверенные в себе девушки и женщины.

Идеалом для которых является никак не материнство, а: аспирантура, докторантура, возможно, один ребенок для обновления организма, породистая собака или кошка – чтобы ребенку было не скучно, ну и, конечно, большие деньги для “дольчи вита” [9].

Есть ли выход из этого хаоса? По мнению В. Чумакова, он есть – он в нас самих, в нашем патриотизме.

С января 2007 года в России начала действовать обнародованная в Послании Президента демографическая программа, рассчитанная на десять лет. Репродуктивный потенциал общества определяется, по крайней мере, двумя составляющими: медицинской, в которой этот потенциал рассматривается в зависимости от состояния здоровья подрастающих граждан и, в первую очередь, девочек – будущих матерей, и психолого-педагогической, которая представлена мотивацией женщин на рождение не менее трех детей, необходимых для расширенного воспроизводства населения [4].

При всей очевидности гуманистической направленности этой программы успешность ее долгосрочной перспективы может не состояться, если не использовать при ее реализации систему воспитания и обучения школьников гендерным ролям – принятым в обществе моделям мужского и женского поведения. Что имеется в виду. Половые отличия – это совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают людей на мужчин и женщин. Гендерными принято называть социально обусловленные особенности поведения и психики мужчин и женщин, то есть то, что ожидается от них в исполнении тех или иных ролей, в том или ином возрасте [6]. Гендерные исследования представляют интерес для педагогики, ибо напрямую связаны с проблемой паролевой социализации человека.

Сущность полоролевой социализации состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизменяясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в обществе гендерные роли и культуру взаимоотношений полов.

К сожалению, даже в учебниках “запрятаны” признаки гендерного неравенства [6]: мужчины упоминаются в текстах в три раза чаще, чем женщины, при чем, как правило, в качестве образца; в биографиях, приводимых в учебниках, количество мужчин в 6 раз больше, чем женщин; учебники литературы практически не включают в себя текстов женщин-писателей.

Стихийная полоролевая социализация в той или иной степени происходит в воспитательских организациях различного типа. Иначе дело обстоит в тех же организациях с полоролевым воспитанием, то есть осознанным созданием условий для развития и реализации маскулинных и феменинных свойств их воспитанников.

В истории воспитания есть примеры элементарного полоролевого воспитания. Например, в мужских и женских заведениях России XIX и начале XX веков содержание воспитания было существенно ориентированно на те полосоциальные роли, которые предстояло выполнять их выпускникам и выпускницам.

В то же время раздельное обучение в советской школе скорее являло собой пример половой сегрегации, ибо и мальчиков, и девочек учили одному и тому же.

2.Гендерный подход в воспитании

В последнее десятилетие в России вновь появились раздельные учебные заведения как основного, так и дополнительного образования, в которых делаются попытки реализовать гендерный подход в воспитании [6].

Гендерная педагогика и гендерный подход в воспитании, по мнению А. Мудрика, - вещи различные.

Во-первых, гендерный подход в воспитании не есть нечто универсальное, ибо он существенно отличается в семейном воспитании и социальном воспитании.

Во-вторых, в социальном воспитании гендерный подход имеет задачей создание таких условий взращивания девочек и мальчиков, юношей и девушек в воспитательных организациях, в которых их развитее и духовно-ценностная ориентация будут способствовать:

проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогенных черт и психологических свойств;

относительно безболезненному приспособлению детей к реалиям полоролевых отношений в обществе;

эффективному позитивному полоролевому обособлению в социуме в соответствии с индивидуальными половозрастными характеристиками мальчиков и девочек [6].

Исходя из этого гендерный, или полоролевый, подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях:

в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, а так же взаимодействия их членов;

в определении содержания и методов обучения и способов стимулирования самообразования;

в создании условий воспитательных организациях для овладения мальчиками и девочками нормами, моделями,

сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям;

в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией [6].

Содержательно гендерный подход нуждается в глубокой и всесторонней разработке. Начать с быта воспитательных организаций. Быт в наших детских садах, школах, интернатах абсолютно бесполый.

Так, бытовая “совместность” мальчиков и девочек в детских садах не проходит бесследно при формировании психологического пола ребенка и его гендерных установок. В школах нет специальных гигиенических комнат для девочек, отсутствуют и специальные тренажерные залы для мальчиков (и девочек); режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек; питание унифицировано и по времени приема пищи и по ассортименту. Все это создает атмосферу “быта унисекс” и не способствует благоприятному развитию воспитуемых.

Сложнее с гендерным подходом в организации жизнедеятельности воспитательных организаций, ибо и содержательно, и по стилю взаимодействия она у нас по-взрослому феминизирована, что не означает ее благотворности для девочек, а лишь свидетельствует о ее не интересности для мальчиков.

И. с. Кон приводит такие данные [6]: у мальчиков ярче, чем у девочек, проявляются любовь к риску, отсутствие заботы о личной безопасности, пренебрежение к собственной жизни, желание выделиться, склонности к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении, стремление к доминированию власти.

Это нужно принимать в расчет, учитывать и использовать, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций в соответствии с их типом и функциями. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуальной помощи воспитуемым, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией. Проблемы эти возникаю в связи с тем, что:

Мальчики и девочки не соответствуют реально или с их точки зрения и/или с точки зрения значимых для них лиц социальным ожиданием в конкретной культуре и субкультурах. Исследования свидетельствуют, что от мальчиков ожидают: самостоятельности, ответственности, любознательности, послушания. А от девочек - ответственности, хороших манер, послушания [6]. Естественно, что удовлетворить эти ожидания в детском и, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте мальчикам и девочкам весьма непросто, что порождает соответствующие проблемы с восприятием себя хорошим (ей), настоящим (ей) и так далее мужчиной, женщиной, то есть порождает проблемы с гендерной самоидентичностью.

Эмпирические наблюдения убеждают, что у мальчиков больше индивидуальных различий, чем у девочек, больше “острых углов” и крайностей, что благоприятствует их развитию, но и способствует срывам и отклонениям от нормы. И отклонения различны: девочки чаще страдают неврозами и депрессией, а мальчики – расстройством поведения и антисоциальными проявлениями личности.

3.Гендерный подход в обучении и воспитании

А теперь о гендерном подходе в обучении. Почему он необходим? 1) Давно известно, что все аспекты развития мальчиков и девочек различаются в той или иной степени по “скорости” и по содержанию. 2) Достоверно установлено, что у девочек больше развиты вербальные способности, а у мальчиков - математические и визуально-пространственные. Несмотря на выравнивание учебных программ, интеллектуальные различия между мальчиками и девочками сохраняются, хотя ни те, ни другие не имеют явных преимуществ.

Автор статьи [6] предлагает некоторые весьма небесспорные идеи гендерного обучения.

Например, набирающая скорость компьютеризация в сфере обучения должна иметь явные гендерные различия. Уже хотя бы потому, что мальчиков и девочек интересуют разные сайты. При обучении русского языка и истории тоже необходимо реализовать гендерный подход.

Для того, что бы гендерный подход стал в воспитании реальностью, необходимо, как минимум, несколько условий:

серьезная теоретическая и методическая база, которую могут создать педагоги – исследователи;

соответствующая нормативная база в документах органонов управления социальным воспитанием;

формирование у педагогов понимание необходимости гендерного подхода и установки на его реализацию;

содержательная и методическая психолого-педагогическая подготовка педагогов к реализации гендерного подхода в воспитании.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Авторская образовательная программа для учащихся 9-х классов ОУ по кур

News image

Пояснительная записка Закон Российской Федерации Об образовании определил в числе важнейших принципов образования его гуманистический характер,...

В спортзал – за здоровьем

News image

Тема: Взаимодействие семьи и школы в области физического воспитания школьников в борьбе за здоровый образ жизни. Цели и задачи: популяризация ...

Учителям:

При изучении нового материала и закрепления пройденного использую блок

News image

Тема: «Что такое информация». В начале привожу примеры информации из разных областей знаний (неживая природа, биологические процессы, процесс общени...

О ЕГЭ и его утопических последствиях

News image

Что такое ЕГЭ? ЕГЭ - это то, что приводит к растлению малолетних путем привития новой психологии с помощью страхов. Ведь сдав ЕГЭ, человек не осмысл...

Проблема охраны здоровья.

ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММ ADOBE

Если тебе 25 и ты чувствуешь себя неуютно рядом с компьютером, то ты рискуешь оказаться на обочине жизни. Билл Гейтс В с...

Кто виноват?

Век цивилизации, прогресса, атома и реактивных самолетов… Современному подростку доступны мировые источники информации. Поч...

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни...

Информационные технологии на уроках истории я использую в следующих ва

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые систе...

Игровая технология на уроках географии

Не секрет, что очень многие ученики воспринимают географию не главным предметом, а поэтому считают, что тратить время на неё не ...

Игра «Слова»

Учащимся раздаются карточки с анаграммами, в которых зашифрованы некоторые понятия. 1. Путём перестановки букв нужно состави...

Что дают занятия на компьютерах учащимся в МУПК?

Эти уроки - уроки творчества, т.к. они интегрируют все то, чем занимаются дети в МУПК: создают рисунки, творческие проекты, ре...

Использование информационных технологий на уроках истории

Наш современный мир становится все более зависимым от информационных технологий, так как они все больше используются во всех сфе...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Бумага для тетрадей должна отвечать ряду требований

News image

Цвет: матовая белая или цвета слоновой кости. Именно такая бумага наиболее безопасна для глаз человека. Кроме того, с ней хорошо контрастируют синие...