![]() Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д... |
![]() Как избежать конфликтов подростка с учителями?Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир... |
![]() Самые распространенные конфликтыКонфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой... |
![]() Каждый день - одно и то же!Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ... |
О признаках психологического климата |
Школа - Здоровье в школе |
Важнейшие признаки благоприятного психологического климата в коллективе: мажор как отношение к жизни, чувства собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищенность личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива. Главный критерий “благополучности” климата – позитивное развитие личности. В классах с неблагоприятным климатом повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищенности, что ведет к развитию невроза и дифактогении. Исследованиями гигиенистов, выполненными в условиях вариативного характера образования, доказано, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном итоге состояние здоровья зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. На Крайнем Севере и приравненных к ним районах из-за сурового климата дети мало двигаются, редко бывают на свежем воздухе и в основном проводят время в закрытых помещениях в условиях сенсорно-обедненной среды образовательных учреждений. Все это приводит к быстрому истощению нервной системы, снижению иммунозащитных сил организма, повышает физиологическую стоимость обучения [7]. В Республике Коми наработан опыт обучения и воспитания детей в условиях активной сенсорно-развивающей среды (АРС). Основная идея системы - здоровьесберегающей технологии, реализуемые: - путем увеличения двигательной активности детей в процессе занятий; - включение в урок элементов активной и пассивной профилактики зрительного утомления и близорукости; - созданием дополнительных условий для игры; - оптимизации уровня тревожности детей с помощью комплекса педагогических приемов. Технология АРС способствует более благоприятному протеканию адаптации к учебным требованиям: учащиеся более уверены в себе, менее тревожны и напряженны, у них лучше сформирована учебная мотивация, выше учебная успеваемость. Образование – это взаимодействие семьи, школы и общества. Кризисные явления современной жизни, в частности усиление тенденции асоциального, ненормативного поведения учащихся молодежи, заставляют задуматься о причинах расшатывания и ослабления, казалось бы, очень прочной системы “семья, школа, общество” [3]. Причин такого положения множество. Одна из них – и весьма существенная – падение авторитета семьи и школы, их взаимоотчуждение. Исторический опыт подсказывает следующее: помнить, что образование – историко-культурный феномен, который развивается во времени и пространстве, что это средоточие, условие и показатель духовного состояния и развития нации. Разобщение между школой и семьей должно быть преодолено, ибо без этого невозможно воспитание человека, как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего в себе исторический разум, культуру человечества, чувствующего свою ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем [3]. Обращение школы к семье и обществу за содействие и советами в вопросах воспитания и обучения естественно, законно, полезно и поэтому необходимо. Разуметься, что солидарность семьи и школы в то же время предполагает педагогическую компетентность, устойчивость в идеалах, добросовестность, энергию и любовь к делу обеих заинтересованных сторон. Правильная организация учебно-воспитательного процесса требует напряженной, серьезной, проникнутой глубоким взаимным пониманием и сочувствием, совместной работы семьи и школы. Это единение может быть достигнуто лишь на основе стремления школы и общества привести школьное дело в соответствие с требованиями теоретической педагогики. Иначе нельзя достигнуть положительных результатов в образовании, поскольку не будет объективного критерия, примиряющего взгляды семьи и школы [3]. Ученные и исследователи констатировали не только кризис школы, но и кризис семьи. По мнению В. Чумакова, причина здесь не только в гибели на различных войнах мужчин, не успевших стать отцами, не только в бандитизме, росте наркомании, пьянстве, безудержной пропаганде секса и многочисленных абортах, но и в том, что вытравлена мода на большие семьи [9]. Государственная поддержка семьи – это ещё пол дела. Важно изменить отношение людей к большой семье. Перековку массового сознания в пользу многодетности нужно поручить школе. И это должно стать ее наиважнейшим делом, ведь через десять лет число россиян может уменьшиться до 130 миллионов человек, причем преобладающим возрастом станет возраст за пятьдесят лет. Престижным и почетным для будущего должно быть стать матерью или отцом большого семейства, хозяином или хозяйкой дома в котором много детей [9]. Требуется наладить колоссальную воспитательную, пропагандистскую и созидательную работу. Профессор, доктор медицинских наук В. Ф. Базарный [2], обрисовав все катастрофичность ситуации, прежде всего предлагает немедленно переходить на параллельно-раздельный тип воспитания и обучения мальчиков и девочек в детских садах и школах. Он уверен [9] – надо остановить уже многие годы ведущуюся пропаганду стирания грани между мужским и женским полом. Мода на пиво, курение, наркотики, обтягивающие джинсы, татуировки, пирсинг в сочетании с усредненным бесполым обучением ведет к тяжелым психологическим и соматическим отклонениям от нормы. Как выйти из этого затянувшегося кризиса? Хорошо бы обратить всем нам свои взоры на село. Россия, русский народ деревней и провинцией прирастать будет [9]. Нужно, чтобы село наше оставалось развивающимся, чтобы возрождалась здесь народная, русская традиция многодетной семьи. Негативную роль в деле возрождения большой семьи играют СМИ, и, в частности школа: в СМИ в удобное для детей время рассказывается абсолютно все об интимных отклонениях мужчин и женщин; в школах на уроках валеологии делают упор на предохранение от беременности, а не на пропаганду семейных ценностей; направо и налево издаются без ограничений газеты и журналы, подрывающие устои нормальной семьи; о пропаганде семьи в СМИ забыто. На телеэкранах мелькают в качестве эталона “голубые” или “голубоватые” мужчины и уверенные в себе девушки и женщины. Идеалом для которых является никак не материнство, а: аспирантура, докторантура, возможно, один ребенок для обновления организма, породистая собака или кошка – чтобы ребенку было не скучно, ну и, конечно, большие деньги для “дольчи вита” [9]. Есть ли выход из этого хаоса? По мнению В. Чумакова, он есть – он в нас самих, в нашем патриотизме. С января 2007 года в России начала действовать обнародованная в Послании Президента демографическая программа, рассчитанная на десять лет. Репродуктивный потенциал общества определяется, по крайней мере, двумя составляющими: медицинской, в которой этот потенциал рассматривается в зависимости от состояния здоровья подрастающих граждан и, в первую очередь, девочек – будущих матерей, и психолого-педагогической, которая представлена мотивацией женщин на рождение не менее трех детей, необходимых для расширенного воспроизводства населения [4]. При всей очевидности гуманистической направленности этой программы успешность ее долгосрочной перспективы может не состояться, если не использовать при ее реализации систему воспитания и обучения школьников гендерным ролям – принятым в обществе моделям мужского и женского поведения. Что имеется в виду. Половые отличия – это совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различают людей на мужчин и женщин. Гендерными принято называть социально обусловленные особенности поведения и психики мужчин и женщин, то есть то, что ожидается от них в исполнении тех или иных ролей, в том или ином возрасте [6]. Гендерные исследования представляют интерес для педагогики, ибо напрямую связаны с проблемой паролевой социализации человека. Сущность полоролевой социализации состоит в том, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины, развиваясь и самоизменяясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в обществе гендерные роли и культуру взаимоотношений полов. К сожалению, даже в учебниках “запрятаны” признаки гендерного неравенства [6]: мужчины упоминаются в текстах в три раза чаще, чем женщины, при чем, как правило, в качестве образца; в биографиях, приводимых в учебниках, количество мужчин в 6 раз больше, чем женщин; учебники литературы практически не включают в себя текстов женщин-писателей. Стихийная полоролевая социализация в той или иной степени происходит в воспитательских организациях различного типа. Иначе дело обстоит в тех же организациях с полоролевым воспитанием, то есть осознанным созданием условий для развития и реализации маскулинных и феменинных свойств их воспитанников. В истории воспитания есть примеры элементарного полоролевого воспитания. Например, в мужских и женских заведениях России XIX и начале XX веков содержание воспитания было существенно ориентированно на те полосоциальные роли, которые предстояло выполнять их выпускникам и выпускницам. В то же время раздельное обучение в советской школе скорее являло собой пример половой сегрегации, ибо и мальчиков, и девочек учили одному и тому же. 2.Гендерный подход в воспитании В последнее десятилетие в России вновь появились раздельные учебные заведения как основного, так и дополнительного образования, в которых делаются попытки реализовать гендерный подход в воспитании [6]. Гендерная педагогика и гендерный подход в воспитании, по мнению А. Мудрика, - вещи различные. Во-первых, гендерный подход в воспитании не есть нечто универсальное, ибо он существенно отличается в семейном воспитании и социальном воспитании. Во-вторых, в социальном воспитании гендерный подход имеет задачей создание таких условий взращивания девочек и мальчиков, юношей и девушек в воспитательных организациях, в которых их развитее и духовно-ценностная ориентация будут способствовать: проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогенных черт и психологических свойств; относительно безболезненному приспособлению детей к реалиям полоролевых отношений в обществе; эффективному позитивному полоролевому обособлению в социуме в соответствии с индивидуальными половозрастными характеристиками мальчиков и девочек [6]. Исходя из этого гендерный, или полоролевый, подход в воспитании предполагает принимать в расчет и применять знания о гендерных особенностях: в организации быта и жизнедеятельности воспитательных организаций, а так же взаимодействия их членов; в определении содержания и методов обучения и способов стимулирования самообразования; в создании условий воспитательных организациях для овладения мальчиками и девочками нормами, моделями, сценариями и опытом полоролевого поведения, адекватными их возрастному статусу, психосексуальному развитию и социальным ожиданиям; в решении проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией [6]. Содержательно гендерный подход нуждается в глубокой и всесторонней разработке. Начать с быта воспитательных организаций. Быт в наших детских садах, школах, интернатах абсолютно бесполый. Так, бытовая “совместность” мальчиков и девочек в детских садах не проходит бесследно при формировании психологического пола ребенка и его гендерных установок. В школах нет специальных гигиенических комнат для девочек, отсутствуют и специальные тренажерные залы для мальчиков (и девочек); режим дня не учитывает разные нормы подвижности у мальчиков и девочек; питание унифицировано и по времени приема пищи и по ассортименту. Все это создает атмосферу “быта унисекс” и не способствует благоприятному развитию воспитуемых. Сложнее с гендерным подходом в организации жизнедеятельности воспитательных организаций, ибо и содержательно, и по стилю взаимодействия она у нас по-взрослому феминизирована, что не означает ее благотворности для девочек, а лишь свидетельствует о ее не интересности для мальчиков. И. с. Кон приводит такие данные [6]: у мальчиков ярче, чем у девочек, проявляются любовь к риску, отсутствие заботы о личной безопасности, пренебрежение к собственной жизни, желание выделиться, склонности к девиантности, высокая соревновательность, потребность в достижении, стремление к доминированию власти. Это нужно принимать в расчет, учитывать и использовать, организуя жизнедеятельность воспитательных организаций в соответствии с их типом и функциями. Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуальной помощи воспитуемым, что в целом может содействовать решению проблем, связанных с гендерными идентификацией и самореализацией. Проблемы эти возникаю в связи с тем, что: Мальчики и девочки не соответствуют реально или с их точки зрения и/или с точки зрения значимых для них лиц социальным ожиданием в конкретной культуре и субкультурах. Исследования свидетельствуют, что от мальчиков ожидают: самостоятельности, ответственности, любознательности, послушания. А от девочек - ответственности, хороших манер, послушания [6]. Естественно, что удовлетворить эти ожидания в детском и, особенно в подростковом и раннем юношеском возрасте мальчикам и девочкам весьма непросто, что порождает соответствующие проблемы с восприятием себя хорошим (ей), настоящим (ей) и так далее мужчиной, женщиной, то есть порождает проблемы с гендерной самоидентичностью. Эмпирические наблюдения убеждают, что у мальчиков больше индивидуальных различий, чем у девочек, больше “острых углов” и крайностей, что благоприятствует их развитию, но и способствует срывам и отклонениям от нормы. И отклонения различны: девочки чаще страдают неврозами и депрессией, а мальчики – расстройством поведения и антисоциальными проявлениями личности. 3.Гендерный подход в обучении и воспитании А теперь о гендерном подходе в обучении. Почему он необходим? 1) Давно известно, что все аспекты развития мальчиков и девочек различаются в той или иной степени по “скорости” и по содержанию. 2) Достоверно установлено, что у девочек больше развиты вербальные способности, а у мальчиков - математические и визуально-пространственные. Несмотря на выравнивание учебных программ, интеллектуальные различия между мальчиками и девочками сохраняются, хотя ни те, ни другие не имеют явных преимуществ. Автор статьи [6] предлагает некоторые весьма небесспорные идеи гендерного обучения. Например, набирающая скорость компьютеризация в сфере обучения должна иметь явные гендерные различия. Уже хотя бы потому, что мальчиков и девочек интересуют разные сайты. При обучении русского языка и истории тоже необходимо реализовать гендерный подход. Для того, что бы гендерный подход стал в воспитании реальностью, необходимо, как минимум, несколько условий: серьезная теоретическая и методическая база, которую могут создать педагоги – исследователи; соответствующая нормативная база в документах органонов управления социальным воспитанием; формирование у педагогов понимание необходимости гендерного подхода и установки на его реализацию; содержательная и методическая психолого-педагогическая подготовка педагогов к реализации гендерного подхода в воспитании. |
Индивидуальные подходы к заботе о здоровье![]() Цели и задачи физического воспитания. Традиции семейного и физического воспитания. Организация и самостоятельное проведение занятий физическими у... |
Алфавитные физминутки![]() Мониторинг состояния здоровья младших школьников свидетельствует о том, что уровень последнего во всех его проявлениях демонстрирует низкие показате... |
Реформирование или губительность![]() Я работаю в школе 20 лет, сейчас мне 41 год. Самые первые годы работы пришлись на начало 90-ых. Можно их ругать, называть лихими, вспоминать, как по... |
Реализация принципа интегрированного подхода в преподавании курса «Мир![]() Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. «немного обо всём» и это значит, что дети получают всё новые и новые представления ... |
Современный учитель. Какой он?Современный учитель — это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональны... |
Внедрение современных информационных технологий в образовательный процСтремительное развитие информационных технологий и повседневное внедрение в обыденную жизнь компьютерной продукции (рекламных ... |
Заброшенные школыНедавно наткнулся на один интересный блог. Ведут его, как я понял, ребята лет двадцати с небольшим, которые занимаются фотографи... |
Учебник и его электронная версия: кто кого?Учебник – это неотъемлемая часть реформы образования и один из важнейших инструментов осуществления этой реформы. Поэтому учебно... |
За что заплатят педагоги?Как сообщает ИА «Атмосфера», Министерство образования и науки разработало новый законопроект, который предусматривает различные ... |
Исследовательская работа в школеОбсуждая вопрос о школе и школьном образовании, одной из проблем современного развития ученика является вовлечение в проектно-ис... |
Чтобы учеба была успешнойОсновная цель обучения информатике в школе – развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Указанная цель достига... |
«Техника освоения современных приемов меха баянистами»Современный уровень искусства игры на баяне требует широкого использования различных приемов меха. Арсенал композиторских сред... |
Кресло школьника![]() Комфортное эргономичное офисное кресло с регулятором высоты сиденья и угла наклона спинки - обеспечит правильную посадку и избавит от излишней нагру... |