Новости школы:

News image

Какими должны быть взаимоотношения учеников и учителей?

Мы должны помнить, что права и обязанности есть и у преподавателей, и у учеников, что никто никому не должен, что мы нуждаемся д...

News image

Как избежать конфликтов подростка с учителями?

Самое главное в жизни ребенка, который учится – это не только взаимоотношения с одноклассниками, но и с учителями. Как реагир...

News image

Самые распространенные конфликты

Конфликт неподчинения. Подросток отказывается выполнять те или иные требования. Часто такие, которые год назад не вызывали такой...

News image

Каждый день - одно и то же!

Многие родители, приводя чадо в первый класс, сталкиваются с необходимостью приобретать школьную форму для ребенка. И, несмотря ...


Главная Здоровье в школе Почему сегодня следует думать о реализации полоролевого (гендерного) подхода в воспитании?

Почему сегодня следует думать о реализации полоролевого (гендерного) подхода в воспитании?
Школа - Здоровье в школе

почему сегодня следует думать о реализации полоролевого (гендерного) подхода в воспитании?

Потому, что мы имеем феминизированную систему воспитания в целом;

Потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин.

Потому, что гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации.

Он позволяет надеяться на некоторую коррекцию отрицательных моментов стихийной паролевой социализации.

Автор [6] приводит еще два замечания:

акцент сделан на то, что бы помочь мальчикам стать мужчинами, а девочкам - женщинами;

необходимо продолжить фундаментальные исследования гендерного подхода в обучении и воспитании и не торопиться непродуманно внедрять его везде и всегда.

Н. Куинджи в своей статье [4] также пишет о гендерном подходе при обучении и воспитании мальчиков и девочек.

По её словам, в современном российском обществе признается, что женщины имеют равные с мужчинами права. Они могут ориентироваться на различные роли, становиться профессионалами, домохозяйками, согласно, своего выбора сочетать разные обязанности, среди которых организация быта, воспитание детей, уход и забота о муже, поддержка семьи составляют обязательное содержание их образа жизни. В противоположность женщинам гендерные стереотипы мужского поведения ассоциируется с карьерой, деньгами, властью, высоким социальным статусом. Иными словами, современный российский социум вкладывает в содержание мужского и женского стереотипов поведения преимущественно патриархальные представления.

По этой причине девочкам с раннего детства внушается мысль, что каждой “нормальной” женщине нужно замужество, а мальчикам – карьера, в то время женитьба в число приоритетов не входит.

В России материальной основой для гендерного воспитания детей подростков может служить раздельно-параллельное обучение мальчиков и девочек в школе или на ее отдельных ступенях. Инициатива раздельного обучения принадлежит педагогам, Осуществляемое энтузиастами раздельное обучение и воспитание мальчиков и девочек не имеет пока единых гендерных методик и проводится преимущественно в рамках рекомендаций О. А. Ворониной [4], посредством коррекции школьных программ, выбора для подражания литературных и исторических образов, применения учителями разного языка и стиля поведения в мальчишеских и девичьих классах. С медицинских позиций главное достоинство обучения школьников в однородных по полу классных коллективах состоит в том, что такая модель обучения оказалась здоровьесберегающей. Это важно потому, что положение о сохранении здоровья учащихся в процессе школьного образования фигурирует среди главных деклараций его современной модернизации.

К сожалению, на основе имеющихся у школ опыта раздельного обучения девочек трудно проследить стратегию, на которую ориентировано проводимое в школах генеральное воспитание школьниц [4]. Между тем постсоветский период предлагает женщинам многочисленные и дифференцированные женские гендерные роли, среди которых значимые для реализации демографической программы заслуживают того, чтобы их тиражировали во всех ОУ.

Особенно это относится к школам с раздельным обучением девочек, где применяется гендерная педагогика. Это роли “работающей матери” и “домашней хозяйки”, которые специалисты обозначают термином “гендерный контракт”, очевидно потому, что осуществление данных ролей, по сути, можно приравнять к выполнению определенного контракта между женщинами и обществом.

Гендерный контракт работающей матери связан с традицией массовой занятости женщин советского и постсоветского периодов, с моральной и экономической их ответственностью за семейно-бытовую сферу.

Этот контракт поддерживается идеологией гендерного равенства и партнерства между супругами. Проявление такого контракта: планирование деторождения, быта, забота о детях – обязанности как женщины, так и мужчины, партнерская взаимопомощь в приватной и публичной сферах; совместный бюджет, распоряжение деньгами и принятие решений. Все это является реальными предпосылками для планирования женщинами данного круга рождения в семье второго и более детей. Но для такого выбора у женщины должна быть сформировано соответствующая мотивация родителями или в школе. В противном случае контракт “работающей матери” способен перерастать в “контракт профессиональной женщины”, когда главным ориентиром выступают профессиональные достижения и связанные с ними удовлетворение амбиций. Все чаще это вариант “двухкарьерной семьи”, в которой карьеру делают оба супруга, что характерно для многих современных семей среднего класса. Но основе такого контракта формируется тип “деловых женщин”, сделавших карьеру в медицину, педагогике, а в условиях рыночной экономики – карьеру “бизнесвумен”.

Но в большинстве своем в настоящее время такие женщины не могут служить примером репродуктивного поведения, необходимого для расширенного воспроизводства населения.

Другой гендерный контракт – домашней хозяйки – связан с представлениями о лучших жизненных шансах, характерных для высших слоев досоветского и постсоветского российского общества. Этот контракт представляется наиболее перспективным в решении демографических задач, поскольку он построен на патриархальных представлениях о разделении труда, в котором женщине предлагается естественная для ее предназначения роль – материнство и забота о детях и муже. Данный контракт опирается на религиозные ценности, а также на возрастающую в рыночной экономике необходимость сочетать семейные обязанности с ролью управительности частной собственности семьи.

В то же время у женщин при этом контракте могут возникать проблемы, связанные с потерей материальной независимости; с низкой престижностью домашнего труда, особенно тогда, когда это демонстрируют муж и дети; с жестким контролем мужа за бюджетом семьи и личными расходами женщины.

Все это не может не влиять отрицательно на психологический статус женщины и микроклимат в семье.

Однако для большинства женщин контракт домашней хозяйки в семье при обеспеченном муже сохраняет свою привлекательность и остается желательным проектом для работницы низкой квалификации и вынужденно работающей матери [4].

Как в первом, так и, особенно, во втором гендерном контракте положение женщины и ее желание иметь многодетную семью определяется во многом поведением мужа. Поэтому формирование у школьников мотивации к указанным гендерным контрактам требует определенных гендерных воздействий не только на девочек, но и на мальчиков.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Здоровье в школе:

Взаимосвязь патриотического воспитания и физической подготовки юношей

News image

Факторы становления будущего воина (призывника), включенного в образовательный процесс, определяются психолого-педагогическими условиями и совокупно...

Бинарный урок с активизацией мыслительной деятельности со зверобатикой

News image

1. Построение, объяснение задач урока. Звери могут носить предметы: палки, мячи элементы мягкого конструктора, но а вам нужно перенести на себе к...

Учителям:

Золото с привкусом липы

News image

Несмотря на ежегодное сокращение числа школьников, количество медалистов в российских школах год от года растет. Причем кое-где стремительными темпа...

Внедрение современных информационных технологий в образовательный проц

News image

Стремительное развитие информационных технологий и повседневное внедрение в обыденную жизнь компьютерной продукции (рекламных роликов, красочных и...

Заброшенные школы

Недавно наткнулся на один интересный блог. Ведут его, как я понял, ребята лет двадцати с небольшим, которые занимаются фотографи...

Кто виноват?

Век цивилизации, прогресса, атома и реактивных самолетов… Современному подростку доступны мировые источники информации. Поч...

При изучении нового материала и закрепления пройденного использую блок

Тема: «Что такое информация». В начале привожу примеры информации из разных областей знаний (неживая природа, биологические проц...

Такие разные учителя, или Школьная орнитология

Мы такие разные, хотя вроде бы занимаемся одним и тем же: учим. Методики одинаковые в институтах нам преподавали. Программы одни...

Немного о них... мужчинах в школе

В древние времена педагогом называли раба, который ухаживал за детьми, и им был именно мужчина. Прообраз сегодняшних преподавате...

Год Учителя может стать годом безработицы

Каждый год перед департаментом образования стоит непростая задача: предложить хотя бы по одному месту выпускникам педвузов и пе...

Основные моменты нетрадиционных уроков

Нетрадиционный урок - это урок необычный по замыслу, организации и методике проведения. Мнения педагогов о нетрадиционных ур...

Активизация самостоятельной работы младших школьников на уроках матема

Современное общество нуждается в людях, способным к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Сочетание потреб...

Авторизация





Собрать в школу ребёнка:

Коллекция качественной школьной формы от Marks & Spencer

News image

Хотите купить недорого школьную форму, но ассортимент отечественных магазинов детской одежды не впечатляет ни качеством, ни возможностью подходящего...